Авто Бизнес

Почему китайский автопром идёт в Россию: разговор с главой китайской компании

0 5530

В последние годы российский автомобильный рынок в значительной степени превратился в витрину китайского автопрома. У всех на слуху марки и бренды, о которых ещё недавно подавляющее большинство россиян не имело даже понятия. Неудивительно, что эксперты в один голос говорят о китайской автомобильной экспансии и постепенном поглощении российского рынка китайскими игроками.

Так ли это на самом деле?

Скорее, не совсем так, или даже совсем не так. Приход китайского автопрома в Россию — процесс куда более сложный и многогранный, чем простая экспансия. В какой бы сложной ситуации ни находилась страна, никто и никогда не отдаст безоглядно её рынки иностранным производителям. Да и приходящие в Россию китайские игроки сильно отличаются друг от друга, равно как и их цели и задачи.

«Ридус» попытался взглянуть на «китайскую экспансию» изнутри, непосредственно побеседовав с главой компании Sinomach Auto в России (бренд OTING) господином Цзи Цзыюанем.

«Ридус»: с чем Sinomach идёт на российский рынок? Почему вы считаете, что это заинтересует российских потребителей?

Цзи Цзыюань: с прошлого года мы сертифицировали одну модель автомобиля — Oting «Паладин», а в начале этого года официально начали продажи на российском рынке. В марте этого года начали работу по сертификации второго автомобиля — модели пикапа хардтоп Palasso. Планируем, что старт продаж начнётся в октябре этого года. Работа по сертификации третьей модели будет начата в конце этого — начале следующего года, ориентировочный старт продаж будет летом 2025 года.

«Ридус»: что это будет за модель?

Цзи Цзыюань: это будет крупноразмерный внедорожник.

«Ридус»: почему вы считаете, что именно эти модели заинтересуют российских потребителей?

Цзи Цзыюань: хотелось бы начать с того, что мы являемся официальным представительством завода Zhengzhou Nissan в России. Завод Zhengzhou Nissan — это совместное предприятие компаний Dongfeng и Nissan. Уже более 30 лет мы занимаемся специализированным производством внедорожников. Данный завод объединяет японские технологии и высококачественное производство со спецификой именно внедорожных автомобилей.

По основным показателям (управляемость, внедорожные качества) наш автомобиль является одним из лидеров, имеющим долгую историю на китайском рынке. При этом машина в некоторой степени прошла адаптацию для российских реалий. Например, имеется подогрев лобового стекла и присутствуют некоторые другие пакеты опций, чтобы автомобиль больше подходил к российскому климату.

В качестве конкурентных преимуществ рассматривается и размер автомобиля. Его длина составляет чуть более 4,8 метра, а в таком размерном ряду у него мало конкурентов.

«Ридус»: то есть вы делаете ставку на любовь россиян к большим внедорожным машинам?

Цзи Цзыюань: да, совершенно верно.

«Ридус»: Sinomach является государственной корпорацией, в прошлом известной как Первое министерство машиностроения Китая. Что сегодня представляет собой ваша корпорация и чего она хочет добиться в России?

Цзи Цзыюань: изначально компания Sinomach Auto занималась импортом иностранных автомобилей на территорию КНР. Если до вступления в ВТО организация выполняла много функций по согласованию и разрешениям, то после вступления в ВТО большинство барьеров отпало. Это привело к тому, что на китайский рынок начало поступать большое количество импортных автомобилей.

С тех пор наша организация специализируется на сопутствующих услугах непосредственно для компаний, которые импортируют автомобили в Китай. В том числе это логистика, портовые услуги, таможня и прочее. За десять последних лет мы организовали импорт более миллиона автомобилей на территорию Китая.

Однако в связи с бурным ростом собственного производства в Китае, особенно в сфере автомобилестроения, импорт планомерно уменьшался, а экспорт, наоборот, растёт стремительными темпами. В прошлом году Китай стал первым в мире государством по объёму экспорта автомобилей.

При этом российский рынок является для Китая одним из самых важных, поэтому мы очень внимательно относимся к нему.

«Ридус»: автомобили на базе каких брендов вы готовы поставлять в Россию? Будут ли среди них электрические и гибридные машины?

Цзи Цзыюань: в настоящий момент бизнес у нас идёт в двух направлениях. Первое — импорт автомобилей непосредственно совместного производства Dongfeng и Nissan в Китае. По второму направлению наша компания, основываясь на почти 30-летнем опыте работы в сфере логистики и торговли автомобилями, готовится представлять на российском рынке другие автомобили с высоким уровнем адаптации и поддержки.

По первому направлению мы в данный момент будем представлять исключительно автомобили группы Dongfeng и Nissan. При этом по второму направлению у нас будет много разных брендов, в том числе автомобили на новых источниках энергии.

«Ридус»: можете назвать эти бренды?

Цзи Цзыюань: на настоящий момент большое количество компаний, которые непосредственно занимаются производством автомобилей на возобновляемых источниках энергии, имеет преграду в виде ОТТС (Одобрение типа транспортного средства — документ, удостоверяющий соответствие колёсной техники, импортируемой в страны Таможенного союза, действующим в них требованиям по безопасности и экологическим стандартам. — Прим. «Ридуса») для официального импорта в Россию. Поэтому пока ещё нет полноценного решения по импорту автомобилей через сертификат. Хотя по схеме параллельного импорта многие бренды уже завозятся в Россию.

Однако автомобили брендов Lixiang или Zeekr, которые завозятся в Россию различными компаниями, часто сталкиваются с проблемами поставки запчастей и гарантийной поддержки.

Поэтому в данный момент мы ведём переговоры с несколькими компаниями, в том числе Lixiang, Zeekr и Neta, насчёт представления их автомобилей на российском рынке с поддержкой гарантии и поставкой запасных частей.

«Ридус»: предполагается ли организация какой-то сервисной базы, помимо складов запчастей?

Цзи Цзыюань: безусловно, в наших переговорах с данными производителями затрагиваются основные моменты: это поддержка поставки запасных частей, ремонт и гарантийное обслуживание. Поэтому, если будет принято решение о серийных поставках тех или иных автомобилей в Россию, они будут обеспечены соответствующей поддержкой.

«Ридус»: насколько я понял, речь сейчас всё-таки идёт о поставке машин по параллельному импорту? Но одна из главных негативных особенностей параллельного импорта заключается в высоких издержках. Можно ли в таких условиях говорить о сколько-нибудь массовых продажах или это будут какие-то штучные сделки?

Цзи Цзыюань: основной причиной высоких издержек параллельного импорта является то, что завоз происходит небольшими партиями, поэтому невозможно сократить расходы на хранение и логистику автомобилей. Наш план по снижению издержек, связанных с параллельным импортом, предполагает переход на крупные оптовые поставки автомобилей. Таким образом, мы снизим соответствующие издержки.

«Ридус»: можете сказать, каким примерно будет количество автомобилей, хотя бы порядок?

Цзи Цзыюань: по параллельному импорту планируется нарастить модельный ряд до трёх-пяти марок автомобилей, с продажами каждой марки в пределах 3–5 тысяч экземпляров.

«Ридус»: насколько мне известно, в числе этих марок может оказаться крайне популярный в России Nissan Qashqai. Это правда?

Цзи Цзыюань: одной из моделей, в числе ввозимых по параллельному импорту машин, будет Qashqai, который производится совместным предприятием Dongfeng и Nissan в Китае. На первом этапе мы планируем продавать эти автомобили через существующую дилерскую сеть.

Nissan Qashqai. © nissan.ru

«Ридус»: данный автомобиль будет продаваться именно как Nissan Qashqai? Или он будет иметь какое-то китайское название?

Цзи Цзыюань: поскольку это параллельный импорт, мы оставим бренд Nissan.

«Ридус»: сегодня автомобили из Китая попадают в Россию преимущественно посредством импорта, в связи с чем возникает вопрос о локализации их производства в РФ. Что вы думаете насчёт возможности локализации производства ваших автомобилей в России?

Цзи Цзыюань: мы являемся довольно молодым брендом на российском рынке, поскольку зашли в РФ только в прошлом году, а продажи начали в первом квартале этого года. Однако у нас уже есть определённые планы по локализации. Данные замыслы мы активно обсуждаем с заводом Zhengzhou Nissan, а в следующем году планируем озвучить их.

«Ридус»: можете хотя бы примерно сказать, какие модели могут быть локализованы? И о какой степени локализации идёт речь?

Цзи Цзыюань: что касается моделей — скорее всего, это наши модели, которые мы планируем продавать на российском рынке. Это внедорожники и наш аналог пикапа Oting Palasso.

Что касается непосредственного уровня локализации, то это довольно специализированный вопрос, на который я пока не готов ответить.

«Ридус»: почему у китайцев не так много гибридных автомобилей? Намерены ли вы всё-таки поставлять в Россию гибриды?

Цзи Цзыюань: первая и основная причина заключается в политике государства в отношении электрических автомобилей. Что касается гибридных автомобилей, то у них нет такого уровня поддержки со стороны правительства.

При этом цена на электроэнергию намного меньше, чем на топливо, что тоже является одной из важных причин, почему многие выбирают электроавтомобили.

Возможно, данная ситуация противоположна российским реалиям, потому что в России цены на топливо не так высоки, как в Китае. Плюс холодный зимний климат тоже влияет на выбор потребителей. Поэтому весьма вероятно, что бренды вроде Celes или Lixiang завезут сюда автомобили гибридного типа.

Мы придерживаемся такого же мнения: если у нас дело дойдет до импорта в Россию автомобилей, использующих возобновляемые источники энергии, то речь пойдет в первую очередь о гибридах.

«Ридус»: вы хотите сказать, если в России действительно обнаружится повышенный спрос на гибридные автомобили по сравнению с электромобилями (скорее всего, так и будет), вы уделите внимание именно гибридам?

Цзи Цзыюань: непосредственно по импорту данных автомобилей деятельность уже началась, идет общение с заводами в Китае, мы уже ведем эту работу. Но пока немного рано озвучивать, какие конкретно договорённости достигнуты и какие бренды это могут быть.

«Ридус»: я ездил на «Oting Паладин». Это очень хорошая машина, но по ней есть один вопрос. Если это полноценный внедорожник, почему бы не сделать версию с дизелем?

Цзи Цзыюань: основная причина заключается в том, что в Китае нет комплектации с дизельным двигателем. Хотя мы понимаем, что в России есть особенный спрос на дизельные двигатели, и в данный момент просчитываем возможность добавления комплектации с дизельным двигателем.

Oting «Паладин». © Ridus.ru

«Ридус»: это будет дизель и для «Паладина», и для вашего пикапа «Палассо»?

Цзи Цзыюань: совершенно верно. При такой необходимости на российском рынке будет дизельный двигатель.

«Ридус»: думаю, российские потребители оценят это. Как вы смотрите на потенциал российского рынка? Каким вы видите его и чего от него ждёте?

Цзи Цзыюань:

в первую очередь он является одним из самых перспективных. Если вспомнить 2022 год, то тогда российский автомобильный рынок находился в весьма непростой ситуации, были определённые проблемы. В 2023–2024 годах происходит его постепенное восстановление.

В этом году наступает особенно важное для рынка время, связанное с обновлением автомобилей. Если раньше обновление парка автомобилей в России происходило довольно долго, то сейчас этот процесс сокращается. Китайские производители и китайские автомобили помогают ускорить срок обновляемости парка, поскольку предлагаются автомобили по привлекательной цене и хорошего качества.