Рабочие профессии в России обретают новую жизнь и возрождаются, это имеет значение для экономического роста страны, чтобы страна могла войти в пятерку стран — лидеров по экономическому росту, заявила вице-премьер РФ Татьяна Голикова.
После встречи с участниками соревнований по профмастерству World Skills Russia Голикова сказала, что лично ей «очень приятно», что профессии слесарей, токарей и строителей перестали в глазах российской молодежи выглядеть чем-то позорным.
Идет рабочий класс
Тенденция избавления рабочих профессий от «стигмы» неудачников в самом деле наблюдается, соглашается директор Центра дополнительного образования и профессиональной подготовки Антон Бордин.
Правда, добавляет он, те станки и аппаратура, которые были представлены на World Skills, порой весьма сильно отличаются от тех, с которыми молодым рабочим придется встретиться на реальных, а не показательных российских предприятиях.
Для многих выпускников учебных заведений, которые ранее именовались ПТУ, это становится серьезным разочарованием на первых шагах профессиональной жизни. Не всегда молодые рабочие сразу же находят себе и саму работу, добавляет Бордин.
В отличие от советского времени, когда заводы брали молодых рабочих в подмастерья и „доводили их до ума“, приставляя к ним опытного наставника, современные промпредприятия часто не имеют возможности для такой практики. А ставить к станку вчерашнего школьника без опыта, который легко может запороть дорогостоящие заготовки и оборудование, дирекция заводов не решается — потому что сейчас все умеют считать деньги, — говорит он.Тем не менее в последние годы наблюдается стабильно растущий конкурс на поступление в технические колледжи после 9-го класса, и по очень многим специальностям даже не на всех желающих хватает бюджетных мест.
Такой интерес понятен: после 9-го класса молодой человек вместе с профессией получает и полное среднее образование. А вот после 11-го класса выпускники, конечно, больше нацелены на вузы.
Впрочем, и девятиклассников, и тем более одиннадцатиклассников некоторые предприятия пытаются перехватить сразу за порогом школы — в первую очередь это предприятия ВПК, которые заинтересованы в том, чтобы растить себе кадры на перспективу, не требуя и не ожидая от новичков, что те сразу же начнут орудовать инструментами, как заправские асы.
Не очень, конечно, завидна судьба тех наиболее «продвинутых» девятиклассников, чьих знаний не хватило даже для поступления в среднее специальное учебное заведение. Перспективы их профессиональной карьеры весьма туманны — точнее, совершенно понятны, уточняет Бордин.
Таких ребят возьмут на самые тяжелые и порой вредные специальности, такие как сварщики, водители и вообще все, что связано со строительством. Если, конечно, они сами не выберут подметать улицы до самой пенсии, — говорит эксперт. © philatelist.ruНе умеешь работать головой — не работай
Однако оптимизм Татьяны Голиковой разделяют не все эксперты. Потому что одно дело — вернуть рабочим профессиям ауру уважения и почета и совсем другое — приспособить реальную экономику к тому, чтобы такие профессии были востребованы российским рынком труда, который постоянно сужается в условиях экономической стагнации.
Ситуация связана не с кознями работодателей, а с объективными процессами в экономике России, полагает член некоммерческого партнерства «Эксперты рынка труда» Андрей Алясов.
В новой экономике (если таковая, конечно, в России случится) более уверенно будут ощущать себя в поисках работы именно высококвалифицированные и опытные соискатели. Это будет верно и для белых, и для синих воротничков в равной мере, убежден Алясов.
Для работодателя важнее не формальный диплом, который не подтверждается реальными профессиональными достижениями, а умение соискателя выполнять конкретную работу. Опытный автомеханик с золотыми руками ценится больше, чем обладатель инженерного диплома, но только недавно окончивший институт. Хотя я по опыту знаю, что чем дольше человек работает в своей профессиональной сфере, в том же автосервисе, тем с большей вероятностью он где-то в процессе карьеры пойдет учиться по специальности, — подчеркивает эксперт.Ушли в отрыв
Проблема еще и в очень заметной оторванности учебных программ технического образования от запросов рынка труда в современной России, добавляет руководитель проекта JobFair.ru Денис Чернышев: «На российском рынке труда никто никому не нужен, крест-накрест, вот где собака зарыта».
«Крест-накрест», по выражению эксперта, выражается в том, что некачественная экономика не дает стимулов для получения качественного образования (кандидат наук и кассирша получают одинаковые деньги), а некачественное образование не снабжает экономику кадрами, необходимыми для развития передовых отраслей.
На рынок труда России вышло потерянное поколение. И если руководство страны не откажется от политики консервации, не допустит свободной конкуренции — те школьники, которые сейчас учатся в 3-м классе, имеют все шансы стать — как раз к 2025 году — вторым потерянным поколением подряд, — прогнозирует Чернышев.