Второй с начала года взрыв бытового газа с человеческими жертвами, на этот раз в Ростовской области, ставит обычные для нашей страны вопросы: кто виноват и что делать.
В ЧП в Шахтах погибло как минимум два человека, в том числе ребенок.
В многоэтажном доме частично обрушились 8-й и 9-й этажи. По последним данным МЧС, судьба еще четырех человек остается неизвестной.
В новогоднюю ночь взрыв газа разрушил подъезд жилой многоэтажки в Магнитогорске.
Проблема обеспечения безопасности газифицированного жилого сектора уже давно тревожит российские власти.
Еще в конце 2016 года глава Ростехнадзора Алексей Алешин обращался в Госдуму с предложением запретить использовать газ как во вновь строящихся, так и в эксплуатируемых жилых домах, ссылаясь как раз на небезопасность такого вида топлива.
Алешин предложил в целях безопасности оборудовать новые жилые дома электроплитами вместо газовых плит.
Он тогда приводил статистику «жертв газификации» за один только 2016 год:
«В декабре в результате взрыва бытового газа в Москве пострадали минимум шесть человек.
23 октября в Рязани произошел взрыв, пострадали десять человек, в том числе ребенок. Источник в экстренных службах сообщал о трех погибших.
5 сентября в Старом Осколе при взрыве бытового газа погибло два человека. Еще два человека были доставлены в больницу.
4 мая в Балаково Саратовской области произошел взрыв бытового газа. Было разрушены 20 квартир, погибла пенсионерка.
16 февраля в Ярославле в жилом доме из-за взрыва газа обрушилась секция в подъезде — десять квартир. Погибли семь человек, двое из них — дети».
В последующие два года «газовая война» тоже не утихала.
В 2017 году по России произошло 32 таких ЧП. В 2018 году — 12.
Использование газа в домах при всех его недостатках для населения все-таки предпочтительнее по сугубо экономическим соображениям, говорит вице-президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость, Лина Ткаченко.
В отличие от Москвы, где бóльшая часть новостроек в самом деле снабжается электроплитами, в регионах основная масса жилого фонда отапливается именно природным газом — в провинции электроплиты часто воспринимаются как нечто «элитарное».
По тем данным, которые у меня есть, примерно две трети всего жилого фонда России используют именно газ, в том числе в Московской области. Никакого запрета на газификацию жилья в России нет и, насколько мне известно, не предвидится, — говорит Ткаченко.Что бытовой газ является веществом повышенной опасности, с этим никто не спорит. Однако с экономической точки зрения перевести всю страну с газа на электричество невозможно, соглашается президент Российского газового союза Сергей Чижов.
Чисто технически перекрыть газоснабжение — дело пяти минут, для этого достаточно повернуть заслонку на распределительной подстанции. Но прежде чем это делать, следует понять, какая альтернатива голубому топливу? Далеко не все дома укомплектованы электроплитами, в том числе и в новостройках. И это в городах. А на селе электроплиты вообще экзотика. И представьте, сколько потребуется инвестиций и времени, чтобы заменить всю газоподающую инфраструктуру в жилищно-коммунальном хозяйстве на электрическую. Эта овчинка стопроцентно не стоит выделки, — говорил Чижов «Ридусу» ранее.Кроме того, предложение Ростехнадзора идет вразрез с программой газификации села и долгосрочными планами «Газпрома» и других газовых компаний, добавляет эксперт.