Как бы ни ругали ОСАГО в его текущем виде, но всем слухам вопреки 87% автомобилистов высказались о полезности и нужности «автогражданки».
Об этом свидетельствуют данные социологического исследования «ОСАГО в условиях экономической неопределенности», проведенного рабочей группой ОНФ «Защита прав автомобилистов» в ноябре — декабре 2022 года.
Активисты опросили 750 респондентов из всех федеральных округов России и отметили, что степень удовлетворенности урегулированием страховых случаев по ОСАГО за последний год выросла. Если в ноябре 2021 года среди тех, у кого были страховые случаи, удовлетворены урегулированием со стороны страховой компании были 61,4%, то сейчас их число выросло до 75,9%. При этом автовладельцы отмечают, что страховых выплат полностью хватает на бюджетный ремонт автомобиля своими силами. А часть опрошенных признались, что им даже удавалось сэкономить на ремонте и оставить себе часть страховой выплаты.
Россияне по-прежнему «любят» ОСАГО
По мнению руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петра Шкуматова, несмотря на кризис авторынка и дефицит автомобильных запчастей, вызванные санкционным давлением и уходом ряда автопроизводителей из России, 93% респондентов не изменили своё отношение к ОСАГО за период экономической турбулентности. При этом вопреки утверждениям ряда «экспертов», критикующих и ОСАГО, и российский рынок автострахования в целом, из оставшихся 7% автовладельцев, изменивших мнение об обязательной «автогражданке», три четверти поменяли его в лучшую сторону.
Пётр Шкуматов подчеркивает, что у автомобилистов, которые получили положительный бесконфликтный опыт урегулирования убытков, отношение к полезности ОСАГО еще лучше: 93% считают его полезным и нужным.
Почти половина автомобилистов (48%) с пониманием (хотя вряд ли с восторгом) относится к закономерному увеличению цен на ОСАГО в связи с ростом стоимости автозапчастей и повышением стоимости восстановительного ремонта после ухода ряда автопроизводителей с российского рынка и логистических трудностей. Еще 21% затруднились с ответом. При этом, по данным исследования, 73,2% из тех, для кого полис ОСАГО стал дороже за последние полгода, считают это подорожание для себя несущественным (27,2%) или посильным (46%).
«Наиболее аккуратные водители благодаря индивидуализации тарифов по-прежнему приобретают полис дешевле высокорисковых автовладельцев. Это говорит о высокой эффективности реформы „автогражданки“ и о не менее высоком уровне клиентоориентированности страховых компаний, учитывая кризисный год. Плюс многие водители осознали, что цена полиса ОСАГО может различаться в зависимости от страховой компании и её ценовой политики. То есть автовладельцы могут выбрать наиболее выгодный для себя полис, просто перейдя в другую компанию. Этому поспособствовало появление страховых маркетплейсов, которые позволяют получить предложения по страхованию сразу от десятков компаний», — рассказал «Ридусу» Шкуматов.
Амортизация
В ходе исследования 91% респондентов заявили, что поддерживают отмену амортизации стоимости запасных частей при расчете страховых выплат по ОСАГО, даже если от этого вырастет стоимость обязательной «автогражданки».
«Автомобилисты остаются верны желанию получать 100% выплаты ущерба даже при условии дальнейшего незначительного роста цены на полис. Именно такая модернизация ОСАГО является наиболее востребованной со стороны граждан. Неслучайно этой осенью в Российском союзе автостраховщиков (РСА), говоря о планах на следующий год, отмечают важность отмены учета износа при расчете выплат по ОСАГО и увеличения лимитов выплат по вреду жизни и здоровью с 400 тысяч до двух миллионов рублей в рамках следующего этапа реформирования сегмента обязательного автострахования», — резюмировал эксперт.
Россия — не Германия
Что же касается обсуждений в автосообществах возможности приобретать один полис ОСАГО на водителя, то для тех немногих автомобилистов, у которых несколько автомобилей, это, конечно, было бы удобнее. Но в свете последних данных о продажах новых автомобилей можно предположить, что подобная реформа ОСАГО не будет актуальной ещё много лет, считает эксперт.
Еще один камень преткновения автомобилистов с ОСАГО — отсутствие полиса у виновника аварии. Большинству автовладельцев кажется несправедливым, что в таком случае все многолетние (а порой это действительно растягивается на годы) суды ложатся бременем на плечи пострадавшего автовладельца. Напомним, что без ОСАГО у нас ездят 3,7 миллиона автомобилей. Решением этого вопроса, по мнению экспертов и РСА, должно стать усиление контроля за наличием полиса. То есть камеры в ближайшее время все-таки начнут штрафовать автомобилистов за его отсутствие, а значит, число водителей без автостраховки сократится в разы.