Образование

Почему педагоги мужчины особенно ценны

2 69527

Преподавателей-мужчин в российских школах — всего около 10 процентов. Среди них встречаются не только учителя физкультуры, технологии и ОБЖ, но есть и педагоги по русскому языку, физике, истории и даже учителя начальной школы.

Сегодня они отмечают День учителя в меньшинстве, но Минобр уже озаботился привлечением в школы мужчин. А пока представители сильного пола, выбравшие педагогическую стезю, несут на своих плечах миссию практически вселенской важности.

Воспитание поколения авиаконструкторов

Учитель физики, естествознания и астрономии московской школы № 2025 Евгений Коробейников ведет кружок авиамоделирования. Физика, астрономия и естествознание для детей становятся не просто сухими законами из учебника, а применяются в реальной жизни. Самолеты строятся из самых дешевых материалов, которые можно найти в строительных магазинах. 

К увлечению детей часто подключаются родители. Строительство и раскрашивание самолетов превращается в увлечение, объединяющее семью. 

«Я работал в „Гражданских самолетах Сухого“ (ГСС), — рассказал Евгений Коробейников, — я инженер-конструктор прочности, проектирую воздушные судна и пассажирского класса, и сверхлегких аппаратов — мотодельтапланы, дельталеты. В школу я пришел, чтобы подготовить новую смену и реализовать проекты, которые мы планировали осуществить как в рамках ГСС, так и „Объединенной авиастроительной корпорации“. Сейчас в отрасль приходит мало специалистов. В авиастроительные вузы в последние годы поступали по остаточному принципу. Чтобы эту тенденцию изменить и создать новое поколение школьников и студентов, которые захотят соединить свое будущее и профессию с небом, авиацией и конструированием я решил пойти в школу».

Экосистемы Москвы

В школе № 2120 преподаватель биологии Василий Пахомов водит детей в экспедиции по лесам Новой Москвы. Педагог считает, что «природу нужно изучать только в природе». 

Вместе с молодым учителем географии они организуют Летнюю экологическую смену, где изучают со школьниками природные экосистемы: лес, луг, болото, водоем. Часто на такие прогулки приглашают краеведов. 

«В окрестностях поселка Московский очень интересные места, — считает учитель, — и нет необходимости ездить куда-то далеко. Когда я сюда переселился, я пришел в восторг от того, насколько здесь нетронутые, чистые и естественные экосистемы, леса, водоемы. Все можно показать на расстоянии 5−10 км. Мы со школьниками изучаем редкие исчезающие виды и делаем по ним исследовательские проекты, с которыми выступаем на городских конференциях».

Костры и палатки

Педагог-организатор школы № 1368 Дмитрий Рагулин с 5 класса проводит занятия по профориентации и ведет кружок спортивного пешего туризма. Учит детей оказанию первой помощи, спортивному ориентированию и навыкам выживания. 

Школьники участвуют в городских соревнованиях. «Если бы в системе работало больше мужчин, они бы становились авторитетами для парней. В моей школе таким авторитетом был мой преподаватель. Он до сих пор работает в школе. Именно он привил мне интерес к туризму, я до сих пор этим занимаюсь и пошел по его стопам».

Военная археология

Учитель истории школы № 1354 Сергей Жуков возглавляет поисковый отряд «Стерх», занимающийся военной археологией. Школьники ищут артефакты ВОВ, незахороненных солдат и восстанавливают военные мемориалы. Самые младшие члены отряда учатся в пятом классе. Самые старшие — выпускники и студенты. 

«В основном мы занимаемся поиском пропавших солдат Великой Отечественной войны, — рассказал он, — работаем на местах Ржевской битвы. Захоронения, которые мы пытаемся поддерживать, тоже касаются Великой Отечественной, но так или иначе мы связываемся с событиями других времен — не только войн».

Экстремальная физика

Алексей Калякин — учитель физики школы № 1392 им. Рябинкина, но еще ведет кружок туризма. Натягивая переправу, он объясняет детям, как работают блоки, а, разводя костер трением — как одна энергия переходит в другую. Некоторые дети хотят изучать физику шире, чем в школьной программе. С ними Алексей Алексеевич занимается дополнительно. 

«Мое личное мнение, что школа должна давать знания, — считает учитель, — не умения — а именно знания. Это очень сильно отличается от нынешнего взгляда на педагогику. Считается, что школьники должны уметь все. На самом деле это умение приходит чуть позже».

Главное в работе с детьми

Меньше всего педагогов-мужчин в начальных классах. Некоторые родители даже специально отдают первоклашек в школу к учителю-мужчине. Такой педагог есть в школе № 2065. Евгений Резник дополнительно занимается с третьеклассниками информатикой на компьютерах Apple. Дети учатся пользоваться техникой и одновременно проходят игровые учебные задания по школьным предметам. 

«Детей надо любить, — называет учитель главный принцип своей работы, — с детьми видно отдачу. Они приходят в первый класс. Ничего не умеют. А когда у них начинает что-то получаться, они радуются, и я радуюсь. Когда заканчиваются четыре года начальной школы, их следы постепенно теряются. Я набираю другой класс, и не слежу за успехами своих ребят. Но иногда они заходят и рассказывают про себя. Это очень приятно».

Онлайн-обучение с учителем

Но не все учителя ходят на работу в школу, стоят перед классом у доски и отмечают День учителя в учительской. Лауреат конкурсов педагогического мастерства, преподаватель географии высшей категории самой большой в нашей стране онлайн-школы InternetUrok.ru, где учится более 5 тысяч школьников, Михаил Волков удаленно занимается с детьми, которые по тем или иным причинам решили не посещать обычную школу.

Программа в онлайн-школе такая же, как в обычной, но в ней используется намного больше современных педагогических и компьютерных технологий, благодаря чему на занятия можно тратить меньше времени без ущерба эффективности. 

«Мы не видим детей, уча их по интернету, — говорит Волков, — но также переживаем за их успехи и неудачи. В проекте онлайн-школы много возможностей, дополнительных функций, методов обучения, и чтобы учеба не превращалась в рутину, я использую все возможные способы, поэтому преподавание через интернет является достаточно объемной работой, но интересной. С детьми обязательно нужно общаться, пусть через экран монитора. Это одна из важнейших обязанностей педагога».

Трудные подростки

Социальный педагог школы № 1391 Иван Моисеев проводит беседы с трудными подростками. Обычно они живут в семьях без отца, и им не хватает общения со взрослым мужчиной. Тем более, что Моисеев сам был когда-то непростым подростком. 

«Я не читаю нотаций, а привожу примеры из собственной жизни, — рассказывает педагог, — я хорошо помню себя в их возрасте, свои метания, сомнения, поэтому отлично их понимаю, и с высоты своего опыта могу уберечь от неверного шага. Ребята тянутся ко мне еще и поэтому, что им не хватает общения с взрослым мужчиной, который может их понять, посоветовать, выслушать, в конце концов. Они делятся со мной. Пока у меня есть контакт с ребятами, пока я им нужен — я буду работать в школе!».

Видеомонтаж для первоклашек

Учитель начальных классов школы № 2117 Вячеслав Агеев занимается с первоклашками, а еще учит их пользоваться компьютером. Один из проектов — это видеоприветствие. Дети учатся говорить на камеру, затем с помощью программ iMovie и Garage Band монтируют видео и звук. Классный руководитель должен быть мостиком от знаний к реальной жизни, — считает педагог. 

«Кроме любви важна искренность, — говорит Вячеслав Олегович, — перед детьми не надо лукавить, юлить, потому что они все равно видят и понимают, если мы их обманываем, лицемерим. В итоге своим поведением мы научим их тому же самому. Они также будут лицемерить, лукавить, скрывать… Нужно все время быть открытым, искренним. Важно ценить каждого ребенка, как личность. И нужно готовить их к современной жизни. Нужно учить их учиться и добывать знания, находить правильную информацию, потому что сейчас они получают ее много из разных источников, как полезной, так и вредной. Учебники, к сожалению, этому не учат. Это работа учителя».