Экономика

Почему понаехавшие англосаксы — груз для российского рекламного бизнеса

1 1082

Немало лет проработав рекламном бизнесе, могу сказать, что один из основных бичей российской креативной индустрии — экспаты.

Во-первых, работать в Россию едут профи далеко не из высшей лиги. Переезд в Москву для англосакса — все равно что русскому переехать работать в Бишкек. Ты можешь выиграть в деньгах, но не в профессиональном плане.

Учитьcя у них тут нечему. Русские креаторы давно не уступают западным, берут «Каннских львов», уезжают работать в Чикаго, Лондон, Сингапур и Париж и успешно себя там проявляют.

То есть смысла в привлечении экспатов якобы для поднятия уровня нет никакого.

Во-вторых, экспаты ведут себя тут как диаспора какого-то дикого народа, сбиваются в кучки, общаются исключительно друг с другом и с проститутками из «Найт Флайта», на которых часто и женятся. Очень часто сталкивался с тем, что англосаксы, живя и работая в России не один год, так и не могут выучить русский язык.

Сидишь ты на встрече, где десять русских, включая клиента, но из-за одного, сука, экспата все говорят по-английски. Аналогично: уйма времени тратится на то, что ты делаешь все креативы и презентации на английском для топов-экспатов и для глобального офиса и только потом адаптируешь их на русский, хотя твоя целевая аудитория — россияне и, в конце концов, ты им должен продать свой продукт или сервис.

Экспаты очень любят «лить воду». К встрече с клиентом они готовят гигантские презентации на 150 слайдов, где 120 из них — какие-то мутные инсайты и подводки, ну и слайдов пять, собственно, креатива. Но сколько общался с топовыми российскими предпринимателями — им важна суть. Два-три слайда подводки, и показывайте идею. Нормальный человек, у которого время — деньги, не будет смотреть презентацию в 100 слайдов. Продайте мне идею на 15 слайдах, или до свиданья.

Функция многих экспатов на огромных зарплатах в агентствах — не управлять процессами, не генерировать идеи, не продумывать стратегию, а просто — налаживать личные контакты с экспатами на стороне клиента.

Фактически это просто «решалы».

Помню, спросил в одном агентстве руководителя, почему директором клиентского сервиса не назначат одну очень толковую девочку-эккаунта. На что он сказал: «Рома, ну клиентский директор в первую очередь должен в бане со шлюхами пить водку с маркетинг-директором клиента и обсуждать, как им тяжело жить среди варваров в России. А у Ксюши муж и двое детей, она так не сможет».

Помимо нежелания учить русский язык, высокомерных англо-экспатов характеризует нежелание понимать российскую целевую аудиторию, с которой они работают.

Помню, одного такого топа часа три перед презентацией клиенту убеждали, что черная икра и балалайка — это не так круто и интересно российскому потребителю рекламы, как западному.

Опять же кумовство и диаспоральное сознание вынуждают экспатов тащить за собой в Россию жен, мужей и дружков, чтобы скучно не было.

В итоге сидят в хорошем агентстве два-три бестолковых экспата на огромных зарплатах в арендованных на Тверской квартирах, а можно было бы на эти деньги целую команду крутых русских ребят набрать, человек десять.

Таким образом, не получая роста под экспатами в крупных рекламных сетях, многие русские креаторы делают свои агентства и чпокают потом сети в тендерах.

При этом реально крутые экспаты приезжают из Восточной Европы. Если румын, русский, поляк или турок подвинул англосаксов на топовой позиции — он, как правило, большой умница и молодец.

Единственно, чему реально можно у экспатов научиться, — это перфекционизму. Русский креатор может сделать крутую идею, а в мелочах не дожать ее: «А, и так нормально».

А фирмач безыдейную концепцию на уровне исполнения так вылижет и презентует так, что шик-блеск-красота.

Нынче в условиях политического напряжения у российских крупных рекламных агентств есть прекрасный шанс сбросить весь груз экспатов, что мешает им нормально развиваться.