Президент России Владимир Путин объявил в среду министру транспорта Максиму Соколову о неполном служебном соответствии. Путин также объявил вице-премьеру Аркадию Дворковичу о том, что тот «недостаточно уделяет внимания транспортной системе».
Причиной выговоров стало прекращение работы авиакомпании «ВИМ-авиа».
И всё вокруг — колхозное
Если Путин, который по характеру человек исключительно компромиссный и добрый, «врезал» федеральному министру и заместителю главы правительства, то значит его в самом деле достала ситуация — что нет порядка не только в авиатранспортной отрасли, но и в экономике в целом, предположил президент Центра общественно-политических исследований Алексей Махлай.
«Когда была похожая ситуация с Трансаэро, тогда президент не делал таких оргвыводов. Видимо, сейчас просто чаша терпения у него переполнилась. В самом деле, пусть „ВИМ-Авиа“ формально не государственная компания. Но масштаб ее деятельности таков, что ее крах затрагивает уже и государственные интересы. И хотя ни Соколов, ни Дворкович прямо не отвечают за работу каждого бизнеса по отдельности, они должны держать руку на пульсе отрасли в целом. Что, по мнению президента, они делают плохо», — сказал Махлай «Ридусу».
И это относится не только к конкретной «ВИМ-Авиа», и даже не ко всей авиационной отрасли, а к экономике целиком, когда правительственные чиновники наступают на одни и те же грабли, добавляет он.
«Вот сегодня обвалилась компания-авиаперевозчик. Завтра рухнет еще какая-нибудь компания, отвечающая за инфраструктуру или жизнеобеспечение сотен тысяч людей. В России так устроено, что никакая крупная компания не может считать свой бизнес своим сугубо внутренним делом. Соответственно, федеральные чиновники не могут снимать с себя ответственность за работу любых компаний под тем предлогом, что это фирмы — частные. И Путин это ясно дал сегодня понять», — сказал Махлай.
Путин с каждым днем все больше ужесточает спрос со всей вертикали власти: летят головы губернаторов, выговоры получают чиновники все более высокого уровня, подчеркивает он: «Ведь проблемы возникают у частных компаний, а люди-то винят в этом государство. Это же позор, когда граждане вынуждены обращаться лично к Путину для решения своих местных бытовых проблем! А за отсутствие порядка в стране в глазах людей отвечает не частная компания, а президент».
Так на то и голова
Для государства совершенно вторично, происходит ли проблема из частной компании или не из частной: государство считает себя обязанным регулировать всё до мелочей, и если какие-то чиновники считают иначе — это и свидетельствует об их неполном служебном соответствии, говорит руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Андрей Колесников.
«Когда со своими задачами не справляются руководители частных компаний, для электората это означает, что со своими задачами не справляется самый главный руководитель. В этом есть доля правды — потому что экономика в России „государствоцентричная“. Но беда любого чиновника, вплоть до самых высокопоставленных, состоит в том, что они мало что могут с этим сделать: если экономика не работает без непрерывного понукания, подталкивания, то министр не может влазить в отчетность каждой из тысяч работающих в его отрасли компаний, будь он хоть семи пядей во лбу», — сказал «Ридусу» политолог.
Но Путин считает, что если он может вручную решать бесконечное количество вопросов, вплоть до прорыва труб где-нибудь в якутском поселке, то почему точно так же не решают «свои» вопросы чиновники по всей вертикали до самого низа, вплоть до того самого поселка, — рассуждает эксперт.
«Поскольку система не работает на уровне институтов, это до максимума повышает личную ответственность чиновников. И поэтому в ожиданиях Путина, что проблемные ситуации будут разруливаться без вмешательства первого лица, есть своя логика. И чрезвычайное раздражение президента, когда он видит, что этого на практике почему-то не происходит, вполне понятно», — соглашается Колесников.