Экономика

Почему растет число краж с банковских карт

0 14196

Число краж со счетов и банковских карт россиян стремительно растет. С января по август 2020 года Генеральная прокуратура РФ зафиксировала двукратное увеличение количества таких преступлений. Было выявлено 107,2 тысячи случаев хищения денежных средств с банковского счета и 20,8 тысячи случаев мошенничества, совершенных с использованием электронных средств платежа.

Центробанк, в свою очередь, отмечает увеличение активности хакерских группировок в этом году. Правда, результативность атак на банки по сравнению с 2019-м не выросла. При этом внимание мошенников сместилось с денег на счетах банков на депозитные деньги, а количество обзвонов граждан выросло в четыре раза, пишут «Известия». В топ-30 банков изданию подтвердили рост мошеннических атак в целом по рынку в 2019 и 2020 годах.

Принципиально новых схем в 2020 году не появилось, добавились лишь сценарии, связанные с темой COVID-19, заверяют в ЦБ. Суть всех уловок сводится к запугиванию граждан — например, угрозой их накоплениям — или обещаниям быстрой и легкой выгоды под разными предлогами.

Больше карт — больше краж

Рост числа краж с банковских карт связан с их дальнейшим распространением и широким освоением новых «криминальных технологий», отмечают опрошенные «Ридусом» эксперты. Проводить хакерские атаки становится всё сложнее, поскольку совершенствуются и системы защиты банков. Поэтому в последнее время мошенники активно осваивают социальную инженерию, то есть уводят деньги с помощью информации, полученной от самого клиента. По данным того же ЦБ России, в 2019 году так осуществлялись семь из десяти хищений со счетов.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru Работает метод, почти как в «Кавказской пленнице»: «кто нам мешает, тот нам и поможет», — иронизирует главный аналитик «ТелеТрейд» Марк Гойхман.

Злоумышленники звонят клиентам банков и под разными предлогами выясняют у них индивидуальные данные, необходимые для хищения средств, напоминает эксперт. При этом звонки могут быть с телефонного номера, идентичного реальному номеру банка, а звонящий, представляясь сотрудником кредитного учреждения, может знать не только фамилию и имя абонента, но и другую личную информацию (по паспортным данным, счетам в банке и так далее).

Мошенник пытается, и часто успешно, вызвать доверие, сообщая, например, о попытке несанкционированного снятия средств с карты или другой сомнительной операции без ведома клиента. И для того чтобы их предотвратить, просит сообщить определённые данные — номер карты, её CVV-код, пароль из СМС, посланной на номер клиента, и прочее.

Всё это приводит к тому, что деньги списываются на счета мошенников. Пресечь такие действия средствами банков очень сложно. Все бастионы защиты падают, когда защищаемые сами открывают доступ к своим средствам, — сокрушается аналитик. © Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Новая волна получателей банковских карт (а среди них немалая часть — пенсионеры, в рамках той же программы по выплатам пенсий на карты «Мир») в подавляющем большинстве случаев до конца не осознает те опасности, которые таятся в разговорах с внушающими доверие мошенниками, добавляет ведущий юрист компании Объединенный юридический центр «Парфенон» Павел Уткин.

Пандемия усугубила этот тренд. Многие россияне воздерживаются от посещения банковских отделений и охотно вступают в разговор со злоумышленниками, которые представляются сотрудниками крупных банков, — говорит он.

По данным ФинЦЕРТ — специального подразделения Банка России, в 2019 году на социальную инженерию пришлись 68,7% случаев несанкционированных транзакций. И едва ли в текущем году этот процент уменьшится, предупреждает эксперт. Как показал летний опрос аналитического центра НАФИ, каждый четвертый респондент готов раскрыть посторонним трехзначный код безопасности и срок действия карты, не предполагая, что тем самым он может лишиться своих средств.

Не доверяйте незнакомцам

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Помимо более активной работы правоохранителей бороться с этой тенденцией можно лишь за счет повышения финансовой грамотности граждан, уверены эксперты.

Клиенты банков, особенно люди пожилого возраста, должны не раскрывать и не оставлять в интернете персональные данные, создавать сложные пароли для доступа в интернет-банк, не использовать платежные карты на сомнительных ресурсах, не открывать письма с вложениями от неизвестных отправителей — словом, соблюдать правила так называемой цифровой гигиены, — перечисляет Уткин.

Для покупок и оплат в Интернете лучше пользоваться отдельной картой (предпочтительно дебетовой), на которой не стоит держать значительных средств. А насторожиться при звонке из банка следует в тех случаях, когда предлагают заблокировать операцию. Ведь в реальности банк при поступлении подозрительной транзакции сам блокирует её и только после этого связывается с клиентом, напоминает Гойхман.

Кроме того, ни в коем случае нельзя сообщать никому, даже реальному сотруднику банка, полный номер карты, цифры, указанные на её оборотной стороне, коды CVC (CVV). Нельзя говорить и код из СМС-сообщения, которое может быть получено при этом «из банка», даже с его точного телефонного номера. Это может быть как раз код для увода денег со счёта по поручению самого клиента, — предостерегает аналитик.

При малейшем подозрении клиенту нужно завершить сомнительный разговор и самому позвонить в банк по номеру, который обычно указан на карте, даже если звонящий уверяет, что деньги вот-вот уйдут со счёта и нет времени на то, чтобы дозвониться в колл-центр.