Эксперт по энергетике Борис Марцинкевич высоко оценил шансы Росатома на победу в конкурсе за контракт на постройку атомной электростанции в Казахстане. Соперниками российской госкорпорации стали американские, южнокорейские и даже японские атомщики.
Марцинкевич заявил «Ридусу», что несмотря на тесные связи с Россией, Казахстан не может просто взять, и выбрать Росатом подрядчиком на строительство новой атомной станции, поскольку провести конкурс и рассмотреть все варианты от конкурентов россиян требуют правила Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
По мнению эксперта, шансы того, что подрядчиком на строительство атомной станции в Казахстане будет выбран не Росатом, крайне малы. Если же кто и «наступает на пятки» россиянам в вопросах ядерной энергетики, то это китайцы, которые добились за последние годы серьезного прогресса.
«После того, как экономический отдел ЦК Компартии Китая указал двум атомным концернам на необходимость объединения их разработок, у них появился трехпетлевой водо-водяной ядерный реактор HPR1000 он же "Дракон-1", который по смете вполне конкурентоспособен с тем, что предлагает заказчикам Росатом», — рассказал он.
Ранее лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что правительство страны после многолетних дискуссий все же решилось строить атомную электростанцию и уже выбирает подрядчика.
«Мы будем строить атомную станцию. Выбрать надо подрядчика и технологию. Сильное желание проявляют Россия, Япония, Южная Корея и американские компании. Сейчас мы смотрим, где это сделать», — сказал Назарбаев в интервью американскому режиссеру Оливеру Стоуну для его фильма «Qazaq. История золотого человека».
Нурсултан Назарбаев © Пресс-служба президента РоссииПо словам Назарбаева, АЭС нужна Казахстану из-за опасения столкнуться с проблемой дефицита электроэнергии в ближайшем будущем. Политик отметил, что Росатом «хочет обязательно строить» АЭС в Казахстане. «Россия хочет обязательно строить, поэтому все время задает вопросы, не ведем ли мы с кем-нибудь другими переговоры», — сказал он, добавив, что выбирать подрядчика будет специальная комиссия.
Борис Марцинкевич напомнил, что Казахстан сегодня является признанным мировым лидером по производству природного урана, обеспечивающим более 40% от всех мировых поставок ядерного топлива, и потому зависит от МАГАТЭ и его правил в вопросах сбыта.
«Для Казахстана МАГАТЭ — это достаточно серьезная величина и корректные отношения с этой организацией крайне важны. Даже в Белоруссии, когда была история со строительством АЭС, специальная комиссия тоже рассматривала все предложения, в том числе от США и Франции: что там со сметами, что со сроками, что с уровнем безопасности. В итоге был выбран Росатом», — сказал эксперт.
«Китайские специалисты пока не могут предложить полный комплекс услуг. Добычу урана Казахстану предлагать и не надо, но в остальном там есть масса работы — обогащение урана, фабрикация топлива, подготовка специалистов, работа с облученным топливом и так далее, вот этого кроме Росатома предложить в комплексе никто не может — это его крайне серьезное конкурентное преимущество. Поэтому, если говорить объективно, то сделать предложение выгоднее, чем у Росатома, вряд ли у кого-то получится», — заключил Борис Марцинкевич.