Почти половина из 50 российских танкеров не могут выйти в море либо выгрузить нефть после того, как США в очередной раз ужесточили ранее введенные санкции в отношении нефтеналивного флота России. Американское казначейство — формальный администратор санкционного режима — «отрубает кошке хвост по частям»: вводит ограничения не на весь флот сразу, а на несколько судов за каждый раз. «Ридус» выяснил, почему США ведут себя таким странным способом.
В кошки-мышки наша мать не велела нам играть
Как ранее сообщал «Ридус», отлавливая в открытом море груженные нефтью Urals или Sokol суда, США пытаются вынудить Россию и ее торговых партнеров соблюдать ценовой потолок на нефть, установленный в декабре 2022 года «Большой семеркой» и Евросоюзом (60 долларов за баррель).
Из-за нового «приступа санкций» часть уже загруженных нефтью танкеров сейчас не может выгрузить ее получателям, а какая-то — загрузить ее в российских портах. Капитаны, которых новые санкции застали в море, разворачивают свои суда обратно.
Однако это не означает, что трехстороняя игра в кошки-мышки между Западом, Москвой и ее торговыми партнерами склоняется в пользу первого. Все участники этой игры прекрасно осведомлены о существовании так называемого «сумеречного флота», который по формальным признакам под санкции не подпадает. Эти суда, принадлежащие компаниям, перевозящим исключительно российскую, венесуэльскую и иранскую нефть, зарегистрированные не в российской юрисдикции и ходящие под флагами других стран, не опасаются, что их покарают за обход принудительного демпинга на нефть Urals и Sokol, дисконт которой по сравнению с нефтью Brent постоянно растет.
Точное количество этих судов не знает никто, поэтому сказать, много это или мало — те полсотни, которые удалось идентифицировать, невозможно. Кроме того, страхуют перевозки этого «сумеречного флота» тоже компании из дружественных России стран, которым США и ЕС не указ.
Нефть по чайной ложке
По большому счету, «сумеречному флоту» ничего не грозит, потому что Соединенным Штатам невыгодно убирать российскую нефть с мирового рынка, сказал «Ридусу» ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.
«Почему США вводят санкции в отношении сумеречного флота по чайной ложке? Почему американцы не поступят радикально и не наложат запрет не на отдельных перевозчиков, а на любой груз made in Russia? Потому что американская экономика, а через нее и политика жестко завязана на мировые цены на энергоносители. Не будет на рынке российской нефти — мировые цены на топливо сразу поползут вверх, и США, как нетто-импортер, моментально ощутят это на своих автозаправках», — объясняет он.
Никакой сумеречный флот не спасет российский экспорт, если Запад наложит запрет не на российские суда, а на российские грузы — неважно, под каким флагом они транспортируются. Другой способ принудить Россию соблюдать санкции — перестать признавать страховки, выданные в третьих странах, а требовать только, скажем, британские (которые российские суда там никогда не получат). И тем не менее ни о том, ни о другом в Вашингтоне даже не заикаются.
«Это потому, что все меры против перевозчиков российской нефти — демонстрационные. Это прекрасно знают и российские экспортеры, и покупатели, и, конечно, владельцы танкеров, перевозящих эту нефть. Более того, любой „пойманный с поличным“ танкер его хозяин может перерегистрировать на другое юрлицо и снова выпустить в рейс», — говорит Юшков.
То, что США «отрубают хвост кошке по частям», показывает, что у них нет возможности отсоединить Россию от мировых рынков, считает доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Олег Анашкин.
«Казалось бы, в распоряжении США все средства слежения и разведки, вплоть до спутников-шпионов, и отследить каждое судно, выходящее из российских портов, труда не составляет. Но дело как раз в том, что таких судов сотни, и всех флотов США не хватит, чтобы перехватить их в открытом море. Именно по этой причине американцы вынуждены играть с ними в догонялки», — сказал он «Ридусу».
Вторая причина, по которой «надпотолочная» российская нефть продолжает поступать заказчикам, состоит в том, что покупающие ее страны вообще смотрят на западные санкции в лучшем случае сквозь пальцы.
«Принято считать, что США контролируют половину мира. Но нам повезло — мы живем на другой половине, где нашим партнерам на американские угрозы наплевать, здесь их просто не боятся и не считают нужным играть по правилам, которые установили в Вашингтоне и Брюсселе», — резюмирует Анашкин.