Экономика

Почему Россия никогда не станет Китаем

12 32818

Сегодня, когда апеллировать к западному экономическому опыту стало, мягко говоря, непатриотично, в пример все чаще ставится опыт «более близкого нам» (интересно, с чего бы это) Китая. Весь смысл такого отсыла предельно прост: формально социалистическая страна сумела достичь невероятных темпов экономического роста, ведомая вперед коммунистической партией, при жестком контроле над экономикой со стороны государства. Одним словом, все в их экономике устроено почти как у нас, без всякого излишнего рыночного произвола.

«И ноты есть у нас…»

В какой-то степени это действительно так, с той лишь разницей, что экономика современного Китая практически на равных конкурирует с американской, а мы в ряде областей уже уступаем своим коллегам по СНГ. В чем же проблема и почему у нас не получается так же, как у наших китайских друзей? «И ноты есть у нас, и инструменты есть…», но почему же музыка-то не идет?

Скорее всего, потому, что и ноты и инструменты наши хоть и похожи и называются так же, как и китайские, играем на них мы совершенно по-разному.

Вот, пожалуй, самый яркий пример, дающий ответ на поставленный вопрос «Почему мы не можем как Китай?».

Как сообщила вчера главная китайская газета «Жэньминь Жибао», Государственный комитет по делам развития и реформ (ГКРР) КНР решил сократить акцизы на нефтепродукты, дабы снизить цену тонны бензина на 80 юаней, а дизельного топлива — на 70 юаней.

По замыслу китайских властей, это должно стать реакцией на продолжающуюся торговую войну с США, оказывающую замедляющее действие на экономику КНР.

Но почему снизить, а не повысить, объяснив это необходимостью увеличения сборов в бюджет, когда враг, что называется, у ворот?

Ответ на это параллельно является и ответом на главный вопрос: почему они не мы, а мы не они?

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

О роли государства

Одно из главных отличий их от нас в том, что в сложной ситуации китайское руководство развязывает руки экономическим субъектам, а не связывает их, пытаясь содрать с бизнеса и населения побольше средств, накапливая резервы на черный день.

Большое и мощное государство готово взять под крыло своих подданных и их бизнесы, облегчая им экономическое бремя. Часть этого бремени будет переложено на крупные госкорпорации. Так, ГКРР уже потребовал от ведущих нефтяных компаний, включая таких гигантов, как CNOOC, PetroChina и Sinopec, обеспечения стабильности рыночных поставок и осуществления национальной ценовой политики.

Суть этой политики, как говорилось выше, заключается в снижении цен на моторное топливо, что позволит не только сохранить значительную часть бизнесов в условиях торговой войны с сильнейшим противником, но и сделать эти бизнесы более конкурентными. Снижение издержек производителей — классический способ выживания в конкурентной борьбе.

Китайские власти проводят данную политику уже достаточно давно. Так, в начале года внутренние розничные цены на бензин и дизтопливо были снижены на 370 и 355 юаней соответственно.

Не обошло китайское руководство стороной и налоги. С 1 апреля была снижена ставка НДС, а с 1 мая — ставки отчислений на социальное страхование. В итоге НДС для обрабатывающей промышленности сократился с 16% до 13%, для транспорта и перевозок, строительства и других несырьевых отраслей — с 10% до 9%.

Суммарно налоговая нагрузка на экономку была уменьшена на 2 триллиона юаней, или 285 млрд долларов в год.

Следующим шагом со стороны «мощного государства» стали меры по прямой поддержке малого бизнеса. В начале год Народный банк Китая объявил, что к субъектам малого бизнеса будут относиться компании, имеющие кредиты на сумму до 10 млн юаней (или 1,5 млн долларов). Ранее к таковым относились лишь предприятия с кредитами до 5 млн юаней.

Смысл этого шага опять-таки в том, чтобы в сложных условиях максимально простимулировать малый и средний бизнес через облегчение условий кредитования для банков.

Повышение планки до 10 млн юаней позволит высвободить ресурсы для кредитования, так как для банков, выдающих такие займы, действуют льготные нормативы по норме резервирования.

По расчетам China International Capital Corporation, это позволит китайским банкам направить на кредитование малого и среднего бизнеса около 400 млрд юаней.

А что Россия?

А что в сложных экономических условиях предпринимает «мощное» российское государство?

Правильно, угадали: с 1 января 2019 года акцизы на бензин и дизельное топливо в России выросли в полтора раза. Соответствующее решение было принято еще в июле прошлого года.

Ставка акциза на бензин увеличилась с 8213 до 12 314 рублей за тонну, на дизельное топливо — с 5665 до 8541 рубля за тонну.

К слову сказать, налоговая нагрузка (акцизы, НДС и НДПИ) составляют около 70% стоимости топлива.

Про повышение ставки НДС и отсутствие доступного кредитования для малого и среднего бизнеса сказано уже достаточно много, малый и средний бизнес поставлен перед выбором — уйти в серую зону или вылететь в трубу.

А вы говорите, Китай!