Правительство обяжет госкомпании ежегодно наращивать производительность труда на 5%. Соответствующие директивы уже подготовлены МЭР и скоро будут направлены адресатам, сообщил в среду министр финансов Антон Силуанов. Впрочем, в устной форме руководители всех госкомпаний уже ознакомлены с данной инициативой, добавил министр экономического развития Максим Орешкин.
Задачу повышения производительности труда поставил в своих новых майских указах президент РФ Владимир Путин. На прошлой неделе на форуме «Россия зовет» он призвал совершить рывок в данном направлении. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин, в свою очередь, отметил, что производительность труда в стране в среднем в два раза ниже, чем в Евросоюзе.
По данным ОЭСР, средняя выработка на час отработанного времени в России — 26,5 доллара, в США и Германии — 72, в Ирландии — 99,5. Современная Россия на том уровне, где находились страны G7 в 80-х годах ХХ века, посетовал Кудрин. Даже в Турции этот показатель уже в 1,5 раза больше.
Имеется и национальный проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости». С его помощью правительство планирует разогнать рост экономики до 3% в год и в 1,5 раза увеличить несырьевой экспорт. Но добиться всего этого без участия госсектора невозможно, пояснил Силуанов.
При этом он подчеркнул, что рост производительности труда не приведет к увеличению безработицы, поскольку в большинстве случаев это способствует расширению производства и, напротив, возникает потребность в дополнительной рабочей силе. Но если потребуется, государство поможет с программами переобучения.
«Бумажные» гонки
© pixabay.comОсновная причина низкой производительности труда в России — неразвитость несырьевого сектора отечественной экономики, считают независимые аналитики.
Компании продолжают работать по устаревшим нормативам и не особо стремятся перенимать практики развитых стран, отмечает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.
В стране попросту нет достаточного количества предприятий, на которых можно было бы потягаться с другими странами в создании добавленной стоимости. А те, что есть, по технологическому уровню, по уровню фондовооруженности сотрудников в большинстве случаев далеко позади иностранных конкурентов, — говорит главный аналитик ЦАФТ («Центр аналитики и финансовых технологий») Антон Быков.Если продукция этих предприятий не подвержена циклическим колебаниям спроса, то директивой и государственным финансированием модернизации производства (закупка современного оборудования, обучение персонала) вполне возможно добиться заявленных в национальном проекте целей роста производительности труда, полагает он.
Но если речь идет о предприятиях с проциклическим спросом, то тогда, даже при условии директив и финансирования, все будет зависеть от экономической конъюнктуры. И, к сожалению, таких предприятий в России большинство, а мировая экономика находится в завершающей стадии очередного макроэкономического цикла.
Так что более действенными тут будут бухгалтерско-статистические методы повышения производительности труда, — иронизирует Быков.Нужны не директивы, а структурные реформы
© pixabay.comПо мнению Николаева, часть проблем вполне можно решить снижением операционных издержек за счет оптимизации избыточных мощностей и сокращения персонала, как рядового, так и управленческого.
В России до сих пор достаточно негативно относятся к оптимизации трудовых ресурсов, однако следует понимать, что лишние люди в компании не только лишают ее возможностей для роста, но и грозят закрытием всего предприятия, — предупреждает он.Не стоит забывать и о крайне высокой налоговой нагрузке, которая лишает предприятия возможности инвестировать достаточно средств для устранения технологической отсталости, добавляет эксперт. Поэтому сейчас позволить себе улучшения могут лишь крупнейшие игроки.
Для реального повышения производительности труда в масштабах всей экономики необходимо предоставить компаниям фискальные льготы и субсидии на развитие, благо профицитный бюджет позволяет это. Выравнивание данных условий должно привести к устранению еще одной проблемы неэффективности — низкой конкурентности, считает аналитик: чем больше компаний будут конкурировать за долю на рынке, тем больше они будут мотивированы инвестировать в себя.
Парадокс: многие руководители занимают свои должности уже не первое десятилетие, но так и не смогли перестроиться на рыночные реалии и продолжают вести дела с оглядкой на таких же некомпетентных менеджеров. Страна нуждается в притоке иностранных профессионалов, которые способны привести в чувство отечественные компании в достаточно быстрые сроки, — рассуждает Николаев.Проблема, по его словам, достаточно обширная, и решить ее правительственными директивами совершенно невозможно. Необходимы структурные реформы.
Добиться постоянного, то есть структурного повышения роста производительности труда по всей стране за несколько лет, конечно, невозможно, соглашается Быков. Это технологически сложный процесс, который требует и правильно выбранного общегосударственного вектора развития, и высокоэффективной системы государственного управления, и масштабных инвестиций в новое оборудование, и масштабных программ обучения граждан.
То есть это не некая краткосрочная программа, которую можно провести и дальше жить на более высоком уровне. Нет, это путь, с которого потом нельзя сходить, иначе будет жесткий и болезненный откат. И, к сожалению, представляется, что к этому пути наши власти, скорее, не готовы, в отличие от большинства россиян, — заключает аналитик.