Почти каждый второй россиян (39%) лично сталкивался со злоупотреблениями властью со стороны руководства на работе, показал новый опрос от SuperJob. За пять лет доля «пострадавших» заметно увеличилось: в 2019 году так отвечали 31% респондентов.
Чаще всего к злоупотреблениям относят нарушения Трудового кодекса (невыплата или задержка выплаты заработной платы, непрофильные обязанности, принуждение к работе сверхурочно), самодурство, оскорбления, унижения и повышенный тон в общении с подчиненными.
На неподобающее поведение начальников особенно сильно жалуются респонденты до 34 лет (46%). Они не готовы мириться с любым проявлением неуставных отношений, поясняют авторы исследования. Недаром психологи отзываются о современной молодежи как о поколении, максимально ориентированном на психологический комфорт.
В чем причина такого роста злоупотреблений, который выглядит особенно странно на фоне нынешнего дефицита кадров на рынке труда? Завкафедрой «Владельческое управление» Международного НИИ проблем управления (МНИИПУ) Раиса Донская считает, что в этом сыграли свою роль как минимум три фактора.
Первый — традиционное для культуры российского бизнеса «нецензурное» обращение с подчиненными: давление, критика.
«Такие вещи были, есть и остаются. Это все-таки такая естественная наша составляющая, в какие бы правила это все не облекалось», — сказала эксперт «Ридусу».
Второй фактор — экономический. В последние несколько лет бизнесу тоже пришлось несладко, и именно этим, в числе прочего, сильно обусловлены такие факторы, как перебои с выплатами зарплаты и другие нарушения Трудового кодекса.
«Потому что, конечно, бизнесу тяжелее стало, особенно в пандемию очень многие задерживали зарплаты. И сейчас все перестраивается, и далеко не всем предприятиям легко, и задержки тоже возможны», — поясняет эксперт.
Третья причина — внедрение KPI (Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности) в трудовые договора и условия оплаты труда. Этому фактору аналитик отдает «пальму первенства», потому что зачастую такие должностные требования необоснованно завышены и заведомо невыполнимы.
«То есть изначально сотрудников берут с обещаниями больших бонусов по выполнению этих показателей. И, соответственно, показатели ставятся не совсем реальные, дабы эти бонусы не платить. В 2019 году это не было настолько распространено», — рассуждает собеседница «Ридуса».
Безусловно, добавление и изменение обязанностей сотрудника в процессе его работы и в зависимости от ситуации существовало всегда, добавляет эксперт. Жизнь не стоит на месте, а трудовой договор переподписывать каждые три месяца невозможно. И это тоже вызывает недовольство работников. Но это естественный экономический процесс, в отличие от KPI, которые внедряются искусственно и не всегда честно по отношению к персоналу.
И уровень безработицы, равно как и состояние рынка труда, здесь роли не играют, резюмирует аналитик, поскольку человек устраивается на работу в расчете на определенные условия труда и оплаты, которых по факту не получает.