Военное дело

Почему с истребителем пятого поколения Россия отстает от США и китайцев

23 23762

В январе этого года исполнилось семь лет с того момента, как первый разработанный и созданный в РФ, а не в СССР боевой самолет поднялся в воздух. Речь идет об истребителе пятого поколения, известном по аббревиатуре ПАК ФА (Т-50). Сроки его принятия на вооружение постоянно откладываются, а многие ключевые агрегаты и приборы самолета все еще находятся на стадии разработки и испытаний. Российские военные приступят к эксплуатации нового самолета примерно через 20 лет после того, как их американские коллеги приняли на вооружение первый в мире истребитель пятого поколения F-22. Что стоит за этим отставанием?

ПАК ФА учился летать одновременно с возвращением к жизни разрушенной в 90-е годы российской промышленности. Более того, этот проект стал одним из драйверов восстановления оборонки, ведь именно для его реализации создавались современные производственные мощности и велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), оживившие российскую школу авиастроения.

Самолет создавался не на пустом месте, в его основу были заложены технологии, отработанные еще на первом российском проекте истребителя пятого поколения МиГ 1.44 и на демонстраторе технологий Су-47. Многое для нового истребителя было создано в ходе модернизации самолета Су-27. И тем не менее с момента начала работ по проекту прошло уже 14 лет, а ни одного самолета пятого поколения ВКС России так и не получили.

© ИТАР-ТАСС/ Сергей Бобылев

Что мы имеем сегодня?

Кроме чертежей, огромного количества вновь созданных узлов и агрегатов проект ПАК ФА сегодня — это девять летающих прототипов и три экземпляра, используемых для наземных испытаний. О том, что испытания близки к завершению, еще в декабре 2015 года заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов.

«Фактически завершаются испытания, которые фактически подтвердили летно-технические характеристики самолета», — сказал он.

Стоит обратить особенное внимание на слово «фактически» — его чиновник повторил дважды не случайно.

Когда поступит на вооружение?

На фоне всех существующих проблем представители Минобороны решили сократить закупки ПАК ФА в пользу более дешевого СУ-35С.

«Да, мы сокращаем закупку истребителей ПАК ФА, будет закуплена в ближайшие годы одна эскадрилья», — заявил в июле 2015 года Юрий Борисов.

Любопытно отметить, что еще в мае 2015 главком ВВС России Виктор Бондарев заявил, что военные готовы закупать «столько ПАК ФА, сколько сделает промышленность». И он не кривил душой. Просто речь шла не про «фактически», а полностью готовый самолет.

В результате перед новым, 2016 годом был подписан контракт на закупку еще 50 Су-35С, что красноречиво указывало на то, что эра ПАК ФА откладывается.

О пробуксовке программы и сложностях, возникших непосредственно в 2015 году говорит и перенос сроков принятия самолета на вооружение. В мае 2015-го Виктор Бондарев сообщил, а летом 2015-го Юрий Борисов подтвердил, что самолет начнет поступать в войска в 2016 году. Но с тех пор произошло нечто такое, что изменило планы военного ведомства. В декабре 2016-го Виктор Бондарев выступил с заявлением о том, что поставки ПАК ФА в войска начнутся лишь в 2017 году.

Но и этот срок был перенесен. В феврале 2017 года Юрий Борисов так ответил на вопрос о возможных сроках поставок истребителя в войска: «Скорее всего, это следующая госпрограмма вооружений, то есть 2018−2025 годы». При этом генерал отметил, что «необходимо завершить все испытания самолета» и что опытная эксплуатация в ВКС ограниченной предсерийной партии ПАК ФА должна выявить его недостатки. Речь идет о 12 истребителях, которые планируется произвести с 2017 по 2020 год. Фактически заявление Борисова означает, что истребители пятого поколения появятся в войсках после 2020 года. По оценке Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), серийное производство Т-50 начнется в 2025—2026 годах уже в облике «второго этапа» с новым двигателем.

© Марина Лысцева/ТАСС

Почему не торопятся военные?

По данным на начало этого года еще не были завершены опытно-конструкторские работы по созданию перспективного радиолокационного комплекса российского самолета пятого поколения. Об этом заявил генеральный директор НИИП им. Тихомирова Юрий Белый, который отметил, что, несмотря на начало серийного производства РЛС на Рязанском приборном заводе Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ), неизвестно, сколько еще продлятся его испытания.

Кроме того, военные ждут от промышленности новый двигатель для истребителя пятого поколения. Все существующие прототипы ПАК ФА летают с двигателем АЛ-41Ф1, модернизированная версия которого — АЛ-41Ф1С используется на закупаемых Минобороны продвинутых истребителях четвертого поколения Су-35С. Двигатель для истребителя пятого поколения, который известен под названием «Изделие 30», пока не поднимался в воздух. В феврале 2017 года в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) заявили, что первый полет с новым двигателем ПАК ФА совершит в четвертом квартале текущего года. Наземные испытания двигателя начались лишь осенью 2016 года. «Изделие 30» будет отличаться от АЛ-41Ф1 большей тягой (107 против 86,3 килоньютона в бесфорсажном режиме), топливной экономичностью и увеличенным межсервисным интервалом.

В апреле 2017 года также стало известно, что компания «Сухой» провела первые летные испытания новой бортовой электроники и микропроцессора истребителя пятого поколения Т-50. Это оборудование отвечает за управление системами самолета, вооружением, а также многорежимной интеллектуальной поддержкой пилота. Таким образом, и эта важнейшая часть самолета еще находится в стадии отработки, а о сроках ее готовности пока не сообщается.

Не вполне ясна ситуация с вооружением для ПАК ФА. Согласно заявлению главы корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Бориса Обносова, в 2017 году завершится только первый этап создания новых авиационных ракет для ПАК ФА. По его словам, создание размещаемых внутри фюзеляжа средств поражения (для снижения заметности самолета в электромагнитном спектре — для радаров) «требует поиска дополнительных технических решений».

Вывод напрашивается сам собой — Минобороны действует, исходя из разумной целесообразности. Нет никакого смысла закупать недееспособную машину. Ключевые элементы ПАК ФА, которые дают ему преимущество перед Су-35С, еще находятся на стадии испытаний и завершатся они, судя по всему, в лучшем случае в начале 20-х годов.

© Сергей Бобылев/ТАСС

Индикатор отставания

Таким образом, этот проект, который, хоть и с трудом, но все же тянет изрядно потрепанная либералами 90-х и государственными эффективными менеджерами 2000-х советская промышленность и наука, наглядно демонстрирует реальную ситуацию с отставанием от США в области создания современного вооружения. Стоит напомнить, что США с 2005 года эксплуатируют 195 истребителей пятого поколения F-22 Raptor и уже произвели более 230 легких истребителей пятого поколения F-35 Lightning II, которые начали эксплуатироваться в войсках с 2015 года. Даже авиационная промышленность Китая, самолетная часть которой прочно зиждется на советских разработках, постепенно начинает догонять российских коллег. Несмотря на все известные недостатки и проблемы с двигателестроением, китайские истребители J-20 Chengdu уже начал поступать на вооружение ВВС НОАК.

Российский ПАК ФА, если опираться на историю с F-22, от первого полета до начала эксплуатации которого прошло 15 лет, проделал только половину пути. Если в 2025 году начнется поступление этих серийных машин на вооружение ВКС России — это можно будет считать успехом промышленности. Нынешние задержки с его доведением объяснимы общим состоянием экономики страны и ее промышленности.

Кроме того, работы ведутся в облаке пиара, искажающего реальность настолько, что многие удивляются, когда узнают, что этот самолет еще не стоит на вооружении, хотя некоторые СМИ пытаются всерьез сравнивать его с истребителями пятого поколения других стран даже при том, что ПАК ФА не готов, а, к примеру, об американских F-22 и F-35 в открытом доступе можно найти минимум достоверной информации. В этой ситуации радует трезвый расчет военных, которые не торопятся тратить государственные деньги на дорогой, распиаренный полуфабрикат.