Представители сирийской оппозиции в четверг отвергли проект новой конституции страны, предложенный Россией на переговорах в столице Казахстана Астане.
В мае 2016 года канцелярия президента Сирии Башара Асада также указывала, что подготовка нового текста конституции является внутренним делом сирийцев: «Никакие проекты из-за рубежа не могут быть приняты правительством Сирии».
Попытка «импортировать» конституцию в Сирию изначально была провальной, говорит директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
«Неприятие внешнего вмешательства в будущее устройство своей страны, от кого бы оно ни исходило — это единственное, в чем совпадают взгляды сирийской оппозиции и официального Дамаска. При этом взгляды на такое устройство у сторон диаметрально противоположное», — сказал он «Ридусу».
Эта взаимная непримиримость и неспособность к компромиссам как со стороны Асада, так и со стороны его противников являются плохим помощником в политическом процессе прекращения многолетнего гражданского конфликта в Сирии.
При этом Башару Асаду даже выгодно, что оппозиция отвергает конституционный проект, написанный в Москве, «не читая». Потому что самому ему в его положении делать это несподручно, зато теперь он всегда может заявить, что во всем виновата оппозиция, а сам он готов был это проект оторвать с руками.
«Скорее всего, Асад сейчас изобразит восторг от московского проекта сирийской конституции, но на самом деле ему точно так же, как и его врагам, непонятно, почему в Москве решили отформатировать Сирию именно так, а не иначе. В каком-то смысле для сирийцев этот проект инопланетный, ведь никого из них не спрашивали, хотят ли они федерацию или унитарное государство, президента на семь или на пять лет и т. д.», — указывает Багдасаров.