«Ридус» продолжает беседу с Конрадом Фишером, членом Баварской Палаты архитекторов, авторитетным немецким реставратором и знатоком принципов традиционного строительства, человеком которого бойкотируют буквально все немецкие СМИ и ненавидит строительная индустрия.
Напомним, в прошлом материале Фишер поведал о том, кто и как делает современные здания все более дорогими и менее долговечными.
Как и прежде мы изложим нашу беседу в формате прямой речи архитектора. На этот раз эксперт объяснил какими принципами руководствовались в минувшие века при подготовке специалистов в сфере строительства. Ну, а затем Фишер сравнил прошлое с современным профессиональным образованием и тем самым дал ответ на главный вопрос нашей дискуссии.
Конрад Фишер
Очевидно, что мастера прошлого были ничем не лучше и не хуже современных зодчих, но они жили и строили в обстановке очень строгих моральных цеховых норм и правил тех времен.
Строители как и любые ремесленники того времени были организованы в профессиональные гильдии, которые в первую очередь были христианскими объединениями, члены которых были обязаны регулярно посещать церковь и исповедоваться.
Чтобы попасть в такую гильдию, надо было необходимо сдать строгие экзамены, которые не ограничивались только теоретическими вопросами, а требовали подтверждения строительных знаний и наличия практических ремесленных навыков. Это касалось как подмастерьев так и мастеров. Если речь шла о подмастерьях, то они постоянно обучались у своих мастеров и перенимали знания и получали новый строительный опыт как на родине, так и за границей.
Подмастерья не только изучали архитектурные стили и их развитие, важнейшая роль отводилась так же изучению свойств и сочетаний традиционных строительных материалов, таких как глина и песок, камень и кирпич, дерево и натуральное волокно, известь и льняное масло, стекло и железо, битума, пигментов и некоторых других ингредиентов, которые способны улучшающих свойства композиции и усиливающих соединения различных строительных материалов друг с другом.
Кроме того, в отличии от наших дней, подмастерья прошлого обязаны были прекрасно разбираться в свойствах строительных материалов, воздействие на них разных температурных и влажностных режимов.
Таким образом, строгие правила обучения и большой практический опыт позволяли юным дарованиям становиться мастерами своего дела.
После этого лучшие из каменщиков или плотников могли на пике своего мастерства стать руководителями строительных гильдий и архитекторами, которые уже молги взять на себя полную ответственность за планирование и организацию строительства монументальных зданий, таких как храмы или монастыри.
Если же мы посмотрим на современное узкоспециализированное строительное образование, то увидим, что современных архитекторов не учат азам строительного дела, они не проходят все стадии подмастерье-мастер-глава гильдии строителей-архитектор.
Поэтому они не обладают практическим опытом строительства и знаниями строительных материалов в противоположность старым цеховым требованиям.
Таким образом, неудивительно, что мы видим такое количество масштабных проектов закончившихся провалом из-за таких архитекторов.
Конечно, мастерство старых зодчих не исчезло полностью. В некоторых ремеслах еще остались настоящие фанаты своего дела, которые опираются на традиционные принципы в своей работе, но, в целом, строительное искусство и качество не смогли выжить в большинстве секций современной архитектуры.
Хотя сфера охраны памятников культурного наследия и реставрации все еще хранит в своих рядах представителей исчезающей традиции, но даже там достаточно коррумпированных людей пошедших на сделку с совестью. Именно они используют вместо аутентичных материалов современные, зачастую синтетические, а вместо простых и проверенных временем методов обслуживания зданий — навязывающие владельцам дорогостоящие технические решения, безумно утепляющие и герметизирующие старых дома. Последнее же непременно ведет к ускоренному разрушению исторических зданий, вместо их сохранения.
К сожалению такие «реставрации», при которых для экономии времени и материалов нарушаются реставрационные технологии приводят к созданию фальшивок, «новоделов» лишь имитирующих минувшие эпохи.
Это опять же возвращает нас опять к вопросам совести и порядочности людей, участвующих в строительстве или реставрации.
Кроме этого, очевидно снижение общего уровня квалификации современных строителей и реставраторов, из-за утраты ремесленных навыков, в институтах ремесленному искусству не научить, это приходит только с опытом, и никакие теоретики архитектуры и инженерии не заменят настоящих мастеров строительного дела. А нет учителей, то нет и учеников, некому передать мастерство.
Однако нужно быть честными и признать, что многие конструктивные задачи современности невозможно решить с помощью старых принципов структурного дизайна.
Более того, не следует вести бесцельные войны против современности, но следует последовательно продвигать возрождение методов и приемов традиционного строительного искусства там где это рационально и сегодня.