Один из ярких образчиков патриархата — семья Олега Сироты и Пелагеи Стерлиговой распалась. По словам последней, сыровар оставил ее с четырьмя детьми, без какого-либо имущества, нажитого за годы брака. Олег якобы вынудил ее подписать брачный контракт, когда она лежала в больнице с ребенком, соответственно, в детали она не вникала. В этих же деталях, как сообщает Стерлигова, был скрыт дьявол, который вскрылся сейчас, во время развода.
Ситуация этой пары показывает наглядно: пропагандисты идеи «традиционной» семьи, в которой мужчина должен быть добытчиком, защитником, опорой, а жена обязана заниматься домом и бытом, навязывающие подобную модель, сами часто не готовы ей соответствовать. Почему?
«Ридус» искал ответ на этот вопрос.
Не своя жизнь
Виктор и Марина Орловы прожили вместе 15 лет, при этом 14 лет женщина не работала, и отнюдь не по своему собственному решению.
«Витя, когда мы решили пожениться, говорил мне, что он, как мужчина, обязан меня обеспечивать, а моя роль в браке — заниматься домом, бытом, рожать и воспитывать детей. После года совместной жизни я ушла с работы, хотя у меня карьера складывалась довольно успешно — я была хорошим бухгалтером и неплохо зарабатывала. Первое время мне было тяжело без работы, но со временем я как-то свыклась и взвалила на себя быт. Мое утро начиналось в шесть часов — я вставала, чтобы приготовить мужу и сыну завтрак, собрать его на работу, отвести малыша в садик, потом занималась уборкой, обедом, ужином. И так изо дня в день, из года в год», — рассказывает Марина Орлова.По ее словам, ее поглотил и быт, и требования мужа — он хотел от нее кулинарных изысков, еще большей чистоты в доме и, конечно, большего внимания к себе и сыну.
В такой ситуации у женщины не оставалось ни сил, ни времени ни на себя, ни на встречи с подругами, которые со временем отдалились от нее, что и неудивительно — у нее не было порой и свободной минуты, чтобы хотя бы по телефону перекинуться парой слов.
Уборка. © freepik.com «Конечно, Витя неплохо зарабатывал. За годы жизни мы переехали из нашей однушки в хорошую трешку в центре Москвы, купили загородный дом, новую машину, в отпуск ездили за границу. Но все это в один миг рухнуло: он сказал, что нашел новую женщину, с которой можно поговорить обо всем на свете, а не только о том, на каком масле лучше жарить блины. Но это не самое страшное. Во время развода выяснилось, что я не имею права ни на что из так называемого совместно нажитого имущества — на квартиру его мать оформила дарственную и фактически подарила ее своему сыну, с загородным домом тоже оказалось все не так-то просто — он не принадлежит нашей семье и, соответственно, не подлежит разделу. После 15 лет брака я оказалась ни с чем, вернулась в квартиру, которая досталась мне от родителей», — говорит Орлова.Она отмечает, что все эти годы, поверив в «добытчика и защитника», жила не своей жизнью и осталась у разбитого корыта, но главное разочарование у нее в том, что Виктор, предлагая ей эту модель жизни, сам не собирался соблюдать им же установленные правила, иначе не было бы всех этих схем с недвижимостью.
Права без обязанностей
Как отмечает культуролог Мирослава Забродская, сейчас, в современном обществе под патриархальной семьей понимается такая модель, когда «папа работает, а мама красивая».
— Но у любой семьи есть для каждого ее члена привилегии и обязанности. Но никто никогда не отдаст свои привилегии. Поэтому тут кроется двоякость позиции мужчин, предлагающих женщинам патриархальную семью: они не хотят быть ее главой и нести свои обязанности и ответственность, они хотят только своего особо положения, которое в их понимании дает такая модель, — утверждает Забродская в беседе с «Ридусом».
Она отмечает, что в нашей стране мужчины на протяжении сотен лет воспитывались с позиции «ты — глава семьи», поэтому они не понимают того, насколько они привилегированны. Понимание приходит тогда, когда этих преимуществ их лишают или пытаются лишить. Например, когда на работе руководителем становится женщина, причем ее назначают на высокий пост именно потому, что она более грамотный, опытный специалист, а не из-за гендерной принадлежности. Или же в семье жена берет в свои руки такие вопросы, как бюджет, ровно потому, что он не умеет общаться с деньгами.
— Те, кто мечтает о патриархальном строе, не готовы уступать женщине и признавать ее право на управление, зато с радостью идут на то, чтобы минимизировать свои обязанности, потому что это неудобно. И, конечно, они приветствуют право женщины на работу, когда свои деньги она несет в семью, — говорит Мирослава Забродская.
По ее словам, те, кто проповедует такого рода ценности, не просто должны, они обязаны сделать все для безопасности своей семьи. Сейчас нередки ситуации, когда мужчина не в состоянии защитить свою женщину от хулиганов — он просто не хочет получить по лицу. Кроме того, показательны с этой точки зрения и семьи, в которых рождается ребенок-инвалид. Как правило, папа не выдерживает навалившихся сложностей и уходит, и общество его за это не осуждает.
Женщина на работе. © Pixabay.com— Также нужно полностью обеспечивать семью, и сюда входит не только покупка туалетной бумаги и оплата интернета, но и обеспечение потребностей жены — косметолога, фитнеса, встреч с подругами. Важно понимать и то, что сейчас в обществе довольно сильный тренд к женской реализованности, и речь не только о карьере. И это также на «патриарха» накладывает обязанности. Неважно, чем хочет себя занять женщина — печь торты, заниматься спортом, волонтерством, для этого у нее должна быть возможность как физическая, так и материальная, — констатирует Забродская.
Эксперт подчеркивает, что сейчас женщина, которая сидит дома и печет пироги только для своей семьи, — никто. Поэтому те, кто хочет патриархат, должны вкладываться в реализацию жены и в ее самооценку. И с этим придется считаться, тем более что в настоящее время основные потребители — это женщины.
Она отмечает, что, помимо прочего, мужчины «зажрались» в плане быта. Речь о том, что домашний труд перестает таковым считаться потому, что у нас в распоряжении сейчас разнообразная техника, которая выполняет львиную долю ежедневных обязанностей. Поэтому все чаще можно услышать такую фразу: «От чего ты дома устала? Кнопки нажимать?»
— Это обесценивание нахождения второй половины дома и всего того, что она делает для семьи. Мало того, что ее нет для мира, так еще и для собственного мужа она не имеет никакого значения, — заявляет эксперт. — Получается, что патриархальная семья — это та, где все делается само собой. И тут включается «принцип советской матери»: зачем хвалить за норму, за норму не хвалят.
Время выдвигать требования
Кандидат психологических наук Алена Волина утверждает, что, выдвигая ряд требований к женщинам, к самим мужчинам по большому счету никто никаких требований не предъявляет.
— Думаю, что пришло то время, когда из мужской ответственности надо делать культ и объяснять юношам, когда они начинают встречаться с девушками, как их нужно любить, и акцент делать не на физиологической составляющей. Речь идет о том, что ее нужно учиться понимать, не стесняться ее. Но им никто этого не объясняет, зато прекрасный пол воспитывают в парадигме «ты должна, потому что девочка», — утверждает Волина. — Кстати, они, что называется, и взрослеют раньше, но тут речь не про физиологию, а про то, что к ним с раннего детства предъявляется множество требований. А для мальчиков есть только два требования — получить хорошее образование и не вырасти мудаком, причем в каждой конкретной семье свое понимание этого термина.
Патриархат.© Pixabay.comПро ответственность речи не идет, в том числе и потому, что в России много неполных семей — по официальной статистике не менее трети.
— Пришла пора массово выдвинуть требования к мужчинам, конечно, помимо материальной составляющей, и воспитывать мальчиков согласно им, — пояснила Волина. — Сейчас те, кто проповедует патриархат в семье, хотят, чтобы та, которую он выбрал, молча пошла с ним и исполняла все его требования. Но это утопическая модель и уж точно не будет работать в XXI веке.