Технологии Экономика

Почему США и Китай не смогут достичь подлинного превосходства в сфере ИИ

0 1935

В июле администрация президента Соединённых Штатов Дональда Трампа опубликовала план действий в области искусственного интеллекта под названием «Победа в гонке ИИ». В нём говорится, что страна, которая добьётся доминирования в данной технологии, получит огромные экономические, военные и геополитические преимущества.

Подобно космической гонке или наращиванию ядерного потенциала во времена холодной войны правительство США рассматривает ИИ как соревнование с единственной финишной чертой и единственным победителем. Однако это предположение вводит в заблуждение. Так считает американский политолог, эксперт в области национальной безопасности, директор Института международных исследований Фримана Спогли (FSI) в Стэнфордском университете Колин Хакетт Каль.

«Соединённые Штаты и Китай — две мировые сверхдержавы в области ИИ. Они не идут по одному и тому же пути к лидерству в данной сфере и не конкурируют в одном направлении», — написал Каль в статье для Foreign Affairs.

По мнению политолога, конкуренция в области ИИ идёт по многим направлениям. В их числе разработка самых передовых моделей обработки больших объёмов данных и мультимодальных моделей, интеграция ИИ в физические системы, такие как роботы, заводы, транспортные средства и военные платформы. Другой вектор — контроль над вычислительной инфраструктурой вроде дата-центров и передовых чипов. А ещё влияние на то, какие технологии и стандарты используются во всём мире.

«Преимущество в одной области не означает автоматического успеха в других. В результате вполне вероятно, что Вашингтон и Пекин могут стать лидерами в разных частях экосистемы ИИ, но ни одна сторона не будет решительно опережать другую по всем направлениям», — предсказал аналитик.

Такой исход становится более вероятным после решения администрации Трампа отменить некоторые экспортные ограничения на передовые чипы для искусственного интеллекта, поставляемые в Китай. В декабре американский лидер объявил, что правительство США разрешит продажу Nvidia H200 одобренным клиентам в Китае.

Устройство Nvidia. © wikipedia.org

Данное решение отражает убеждение, что предоставление Китаю доступа к достаточно мощным вычислительным мощностям может принести доход американским компаниям и укрепить доминирование технологических стандартов США, не ставя под угрозу преимущество США в инновациях в области ИИ.

Но эксперт видит и риски продажи высокопроизводительных американских чипов Китаю. Это может привести к тому, что американские фирмы сохранят лидерство в предоставлении передовых услуг на основе ИИ, однако китайские компании укрепят позиции в распространении чуть менее совершенных, зато более дешёвых технологий по всему миру и применении ИИ в машинах, на заводах и в инфраструктуре.

Наиболее вероятным исходом гонки за искусственный интеллект может стать не решающая победа Америки или Китая, а нечто более сложное и имеющее серьёзные последствия: асимметричная форма биполярности в сфере ИИ. В мире без явного победителя Соединённым Штатам придётся адаптироваться к долгосрочной конкуренции, одновременно взаимодействуя с Китаем для управления общими рисками, которые может повлечь за собой развитие ИИ.

Попытка наверстать упущенное

США по-прежнему обладают явным преимуществом на переднем крае искусственного интеллекта. Самые мощные в мире большие языковые модели и мультимодальные системы создаются американскими компаниями OpenAI, Google и Anthropic. Их модели лежат в основе наиболее коммерчески успешных сервисов на основе ИИ.

Однако преимущество США уже не такое значительное, как казалось ранее. Китайские компании, включая DeepSeek, Alibaba (с моделью Qwen) и Moonshot AI (с серией Kimi), догоняют их. Для многих практических приложений, таких как составление текстов, обобщение и перевод документов, написание стандартного кода или работа чат-ботов для обслуживания клиентов, разница между лучшими американскими и лучшими китайскими моделями уже незначительна.

Сегодня наиболее значительное преимущество США заключается не в моделях, а в вычислительных мощностях — качестве и количестве вычислительных ресурсов для обучения и запуска моделей ИИ. Американские компании разрабатывают самые передовые в мире чипы для ИИ, в основном через Nvidia, и США значительно опережают Китай по масштабу центров обработки данных для ИИ.

Американские фирмы контролируют примерно 70% мировых вычислительных мощностей для ИИ, в то время как китайские компании — около 10%. Это позволяет американским компаниям обучать более крупные и мощные модели. Amazon, Google, Meta* и Microsoft планируют потратить триллионы долларов на чипы и дата-центры для ИИ, энергетическую инфраструктуру для их питания в ближайшие несколько лет. Это может увеличить разрыв в вычислительной мощности между США и Китаем в краткосрочной перспективе.

Контроль над экспортом, введённый во время первого срока Трампа и значительно усиленный при администрации бывшего президента США Джо Байдена, укрепил данное преимущество. Ограничения на передовые чипы для ИИ и оборудование для производства полупроводников затруднили китайским компаниям приобретение или производство достаточного количества передовых чипов для ИИ. Данное обстоятельство замедлило способность Китая создавать вычислительные мощности, необходимые для обучения и развёртывания передовых моделей.

Но Китай всё же сумел создать несколько достойных чипов. Серия Ascend 910 от Huawei показывает результаты примерно на 60–70% лучше, чем H100 или H200 от Nvidia, в некоторых задачах искусственного интеллекта. Но Huawei может производить лишь сотни тысяч таких чипов, в то время как Nvidia сегодня выпускает и экспортирует миллионы гораздо более производительных чипов для ИИ каждый год.

Руки прочь!

Китай обладает огромными массивами данных и обширными кадровыми ресурсами в области искусственного интеллекта. Поднебесная может легко и быстро создавать связанную с ИИ инфраструктуру и производить энергию для её питания.

Доступ к вычислительным мощностям остаётся самым серьёзным ограничением глобальных амбиций Китая в области ИИ. И это ограничение администрация Трампа недавно ослабила, разрешив некоторым китайским компаниям покупать чипы Nvidia H200. Белый дом намекнул, что и другим американским производителям чипов, включая AMD и Intel, может быть разрешено продавать передовые чипы.

Штаб-квартира AMD. © wikipedia.org

Эксперт видит несколько возможных объяснений такого шага. Похоже, администрация Трампа считает, что это принесёт американским компаниям доход, который можно будет направить на исследования и разработки, сохраняя при этом лидерство США в области искусственного интеллекта. Она полагает, что сохранение зависимости Китая от американского оборудования и программного обеспечения позволит Вашингтону влиять на разработку дата-центров китайских компаний в сфере ИИ. Ещё один возможный мотив — убеждение, что продажа чипов, превосходящих по характеристикам китайские аналоги, может снизить заинтересованность Пекина в ускорении собственной разработки передовых чипов для ИИ.

Однако риски продажи чипов H200 Китаю перевешивают преимущества, считает Каль. В зависимости от количества чипов H200, которые в конечном итоге попадут в Китай, и от того, насколько эффективно они будут использоваться, США могут потерять огромное преимущество в вычислительных мощностях. По некоторым оценкам, при неограниченном экспорте H200 китайские лаборатории ИИ могут создавать суперкомпьютеры, приближающиеся по производительности к лучшим американским системам, хотя и с более высокими затратами.

При этом экспорт таких микросхем вряд ли замедлит усилия Китая по созданию собственных передовых чипов в долгосрочной перспективе. Их внутреннее производство в стране ограничено производственными узкими местами, а не отсутствием спроса. После декабрьского заявления Трампа китайские компании разместили заказы на более чем два миллиона чипов H200 — значительно больше того, что Huawei или другие китайские компании могут производить в настоящее время.

В результате продажи чипов из США могут увеличить общие вычислительные мощности Китая, а не заменить их. По данным Reuters, таможенные органы Китая на неделе запретили ввоз чипов H200 в страну, а китайские чиновники провели совещания с представителями технологических компаний, напрямую указав им не покупать данные чипы без крайней необходимости.

Решение об экспорте чипов H200 в Китай рискует подорвать более широкие экспортные ограничения, которые США согласовали с союзниками. В 2019 году Нидерланды, где находится компания ASML, ведущий мировой производитель современного литографического оборудования, согласились ограничить его экспорт в Китай. Теперь нидерландские чиновники задаются вопросом, почему они должны сохранять эти ограничения, когда американским фирмам разрешено продавать готовые чипы, произведённые с использованием того же оборудования.

Если Нидерланды или другие ключевые союзники США вроде Японии и Южной Кореи ослабят экспортные ограничения, возможности Китая по производству высококачественных чипов внутри страны могут резко улучшиться. В конечном итоге это подорвёт позиции не только Nvidia, но и американских компаний, занимающихся центрами обработки данных, которые зависят от устойчивого превосходства в аппаратном обеспечении.

Последствия отмены правительством Трампа экспортных ограничений выходят за рамки внутреннего рынка Китая. Китайские компании Alibaba, ByteDance и Tencent всё чаще строят и эксплуатируют инфраструктуру центров обработки данных в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Даже на фоне запрета импорта H200 в Китай данные компании смогут использовать американские чипы за рубежом, предлагая субсидируемую вертикально интегрированную инфраструктуру ИИ, включающую электропитание, связь и программы подготовки кадров.

Администрация Трампа стремится содействовать глобальному распространению американской технологической платформы ИИ, чтобы мир по-прежнему зависел от американского оборудования, программного обеспечения и услуг. Но после решения по импорту H200 китайские компании будут строить дата-центры в зарубежных странах, используя передовые американские чипы, работающие на привлекательных китайских моделях с открытым исходным кодом. Это не американская платформа искусственного интеллекта — это китайская платформа, созданная при поддержке США.

Воплощённое лидерство Китая

Помимо моделей, вычислительных мощностей и глобального распространения, есть ещё одно измерение гонки за лидерство в сфере искусственного интеллекта, которое может оказаться решающим: воплощённый ИИ. В отличие от моделей, которые генерируют текст или изображения, такие системы интегрируют сенсорику, восприятие, управление и принятие решений для работы в физической среде. Они лежат в основе промышленных роботов, беспилотных автомобилей и интеллектуальных машин, которые учатся, взаимодействуя с окружающим миром.

В этом отношении Китай может оказаться в особенно выгодном положении. Пекин открыто выдвинул концепцию воплощённого ИИ в качестве национального приоритета. В планах центрального правительства интеллектуальное производство и человекоподобная робототехника определены как важнейшие развивающиеся отрасли. Местные органы власти предлагают гранты, налоговые льготы, субсидированные земли и преференции при закупках компаниям, внедряющим автоматизацию с использованием ИИ. Крупные города Пекин, Гуандун, Хубэй, Шанхай и Чжэцзян запускают пилотные крупномасштабные программы, ориентированные на человекоподобную робототехнику и промышленную автоматизацию, часто объединяя исследовательские институты с производственными партнёрами для ускорения реальных испытаний и внедрения.

Такие усилия приводят к повышению производительности. Автоматизация с использованием искусственного интеллекта помогла китайским заводам снизить процент брака, сократить производственные циклы и работать непрерывно с меньшим количеством рабочих.

По данным Международной федерации робототехники, в 2024 году количество промышленных роботов в Китае превысило два миллиона. В том году китайские заводы установили около 300 тысяч новых роботов (больше, чем весь остальной мир), тогда как заводы в США установили всего 34 тысячи. Некоторые китайские заводы по производству электроники и электромобилей уже работают с минимальным участием человека.

В ближайшие годы преимущества в сфере ИИ будут зависеть не только от создания более совершенных моделей, но и от вклада технологии в экономическую производительность, конкурентоспособность промышленности и новые военные возможности. Всё это зависит от способности внедрять интеллект в машины, которые действуют в реальном мире и формируют реальную экономику. В данных областях Китай имеет все возможности для доминирования.

Изнурительное десятилетие

В совокупности эти тенденции указывают, что финал гонки в области ИИ не поддаётся простым представлениям о победе или поражении. Она больше не является спринтом к единственной финишной линии или марафоном. Вместо этого США и Китай соревнуются в десятиборье в сфере ИИ.

США должны изменить стратегию, считает Каль: опираться на свои сильные стороны там, где они наиболее важны, распространять технологии и признать необходимость постоянного диалога с Пекином по вопросам ИИ даже в условиях усиливающегося соперничества.

По мнению эксперта, для начала Вашингтону следует избегать дальнейшего ослабления своих преимуществ в вычислительной мощности — основе глобального лидерства США в области ИИ. Администрация Трампа должна строго соблюдать оставшиеся меры экспортного контроля — прежде всего в отношении высокоскоростной памяти, современного литографического оборудования и других критически важных инструментов для производства полупроводников. Это один из немногих способов, с помощью которых Вашингтон может влиять на темпы и масштабы прогресса Китая в области ИИ.

Дональд Трамп. © wikipedia.org

США должны финансировать проекты в области ИИ в странах Глобального Юга, чтобы конкурировать с субсидируемыми, поддерживаемыми государством китайскими альтернативами. Без таких усилий китайские экосистемы ИИ могут стать вариантом по умолчанию во многих развивающихся странах, предостерегает эксперт.

Одновременно с этим Белый дом и конгресс должны работать над подготовкой к внутренним экономическим потрясениям. Всё большее число офисных рабочих мест, особенно начального уровня, будет вытесняться машинным интеллектом. А доминирование Китая в промышленном применении ИИ рискует ещё больше подорвать американское производство и создать новую зависимость от китайских товаров и цепочек поставок.

Такие тенденции необратимы, но их риски можно смягчить, считает аналитик. Для этого нужно увеличить инвестиции в образование, профессиональную подготовку и переподготовку специалистов в сфере ИИ, поощрять внедрение систем искусственного интеллекта, которые дополняют, а не заменяют человеческий труд. Вашингтон должен обновить трудовое законодательство, нормативные акты и правила безопасности, чтобы учесть возможное изменение структуры рабочей силы из-за ИИ. Нужно активно внедрять такие умные технологии в здравоохранении, образовании и государственном управлении, чтобы сделать государственные услуги более эффективными, доступными и недорогими.

Хотя биполярность в сфере ИИ может усилить напряжённость между США и Китаем, она укрепляет аргументы в пользу устойчивого диалога между сверхдержавами. В биполярной экосистеме ИИ ни одна из сторон не может полностью оградить себя от создаваемых оппонентом рисков. Поэтому обе страны имеют веские стимулы для управления рисками, в том числе путём координации усилий по предотвращению использования ИИ негосударственными субъектами в преступных целях.

«Они заинтересованы, чтобы всё более совершенный ИИ оставался под контролем человека, даже если Вашингтон и Пекин глубоко расходятся во мнениях относительно ценностей, которые должны отражать данные системы. В мире, где гонка за ИИ многогранна и каждая из сторон вряд ли выйдет явным победителем, предотвращение дестабилизирующей гонки на выживание остаётся важнее, чем когда-либо», — заключил Каль.

______________

* Решением Тверского районного суда города Москвы от 21 марта 2022 года деятельность компании Meta Platforms, Inc. (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.