Кино

Почему СССР ее развивал: история абсурдной мультипликации

5 26311

Понять, для чего авторы делают абсурдную анимацию настолько же сложно, как и понять сам смысл ненарративного искусства.

Крёстный отец русской абсурдной анимации Иван Максимов говорит: «В искусстве смысл на последнем месте. Главное — это ощущения и настроение».

Когда Хитрук увидел работу, тогда ещё студента, Максимова, он сказал: «Непонятно и смешно». Таким образом, мультфильм, не имевший смысловой нагрузки, смог произвести впечатление даже на мэтра советской мультипликации.

Жанр абсурдной анимации активно развивался на территории бывшего СССР. 

Главным образом это связано с тем, что индустрия шла по пути, отличному от западного. Если Disney или Warner Bros вкладывали максимум средств в небольшое количество крупных массовых проектов, то советские студи предпочитали распределять средства между множеством авторских мультфильмов. 

Данный подход делал почти каждую работу отчасти экспериментальной. Именно за абсурдную (а не за смысловую) составляющую зрители полюбили мультфильмы Роберта Саакянца, такие как «Ух ты, говорящая рыба» или «В синем море, в белой пене».

Экспериментируя, советские авторы быстро сообразили, что форма, порой, не менее важна, чем содержание.

Своего пика на территории бывшего СНГ жанр абсурдной анимации достиг в начале-середине 90-х, не без участия студии Pilot и Александра Татарского.

Были и совсем экспериментальные работы, такие как «Страсти-мордасти».

Но триумф абсурдной анимации продлился не долго, после распада СССР авторская анимация потеряла государственную поддержку и ушла в «подполье» (и на фестивали), так же, как и во всём мире.

Вторую волну популярности (если это можно считать популярностью), ненаративная анимация получила с развитием интернета.

Посмотрев на большинство работ можно подумать, что это полный бред, не имеющий смысла (в широком понимании так оно и есть).

Однако, в современном мире, абсурдная анимация имеет большее значение чем можно подумать. Абсурдисты умеют доносить эмоции, не обременяя зрителя смыслом. Например, анимации Ника Денбура выглядят как полный бред, но являются весьма востребованными в рекламе и медиабизнесе.

Но не всегда требуется искать смысл в существовании подобного искусства, многие авторы остаются инкогнито, для них нетрадиционная анимация является не более чем экспериментом с техниками анимации.

Стоит понимать, что сублимация имеет не малое значение в жизни человека, особенно в жизни творческой личности. Многие авторы делают свои мультфильмы по одной простой причине — «душа просит».

Огромное количество таких работ можно найти на YouTube или в instagram по хештегам #acidart и #dmttrip. Есть даже видео в формате 360.

Большой проблемой является то, что существует два типа абсурдной анимации — интренет-анимая и фестевальная анимация. И если психоделических работ, сделанных любителями в интернете огромное множество, то фестивальных ненарративных мультфильмов, сделанных профессиональными авторами в интернете найти практически невозможно (придётся очень постараться даже чтобы отыскать фрагмент).

Такие работы как «Ризома» (реж. Масахиро Ошука) или «Чулин, история ворона» (реж. Черри Лопес) профессиональные аниматоры приводят как пример абсурдной анимации, однако, посмотреть их можно было только на фестивалях. 

Профессиональные абсурдные аниматоры настолько не участвуют в мультиндустрии, насколько вообще можно в ней не участвовать. Поэтому, обычный человек, просто не имеет возможности сформировать своё мнение о данном виде искусства.

Кстати, видео, расположенное в самом верху — это тот самый экспериментальный ролик, который я обещал снять в предыдущей статье. Спасибо за внимание. Материал подготовил Василий Свежий.