В этот раз рекламная кампания «Победы» (бюджетная «дочка» «Аэрофлота») была построена на довольно очевидных намеках на злободневную для гражданской авиации тему: проблемы у авиакомпании «ВИМ-Авиа».
Остроумные копирайтеры лоукостера обыгрывают название терпящего бедствие перевозчика в образе очкастого «ботана» (видимо, намек на хилость конкурента) и слоганом «Мы не подстаВИМ».
Можно дискутировать, насколько этично строить рекламу одной компании «на костях» другой. Но с чем вряд ли стоит спорить, так это с тем, что данная реклама очень мало соответствует реальной политике продаж дешевых билетов у «Победы».
На этот раз перевозчик предлагал билеты по 499 рублей в одну сторону, включая как внутренние, так и зарубежные направления (Тиват, Милан, Братислава).
Хотеть не вредно
Пресс-служба «Победы» предпочитает общаться со СМИ не иначе как через многоступенчатый процесс рассмотрения запросов, обещая ответ «через три-пять рабочих дней». Режим, стандартный для каких-нибудь засекреченных предприятий; но в случае с коммерческой компанией это создает ощущение, что она не хочет общения с прессой вживую.
Наверное, есть чего бояться.
«Ридусу» все же удалось выйти на официального представителя «Победы» Елену Селиванову, которая категорически отвергла обвинения в том, что авиакомпания пытается запутать потенциальных пассажиров, размещая ведущие в никуда гиперссылки в своих рекламных письмах.
«За первые два часа после объявления акции было забронировано 5266 билетов», — поделилась она информацией с «Ридусом».
Тем не менее наши собственные попытки в порядке эксперимента забронировать билеты по акции, начатые через час после получения рекламной рассылки (8:30 по Москве) и проводившиеся из нескольких городов Московской области, все окончились сбросом соединения с сайтом «Победы».
Однако госпожа Селиванова не смогла или не захотела ответить на вопрос: каким же образом эти счастливчики сумели забронировать билеты, если сайт «Победы» остается частично недоступным?
На предположение, что билеты по 499 рублей доступны только для «своих», знающих какие-то обходные способы их получения, госпожа Селиванова также не смогла ответить. Зато через некоторое время она уже сама связалась с «Ридусом» и предложила повторить попытку входа.
На этот раз ссылка в самом деле заработала. Но… привела она не в раздел дешевых авиабилетов, а на обычную страницу поиска рейсов.
Создалось ощущение, что сисадмины «Победы» пытались исправить допущенную первоначально ошибку (если это была ошибка), но сделали это впопыхах — так что к покупке билета за 499 рублей нас это нисколько не приблизило. Да и на страницу «Поиск рейсов» мы без каких-либо проблем заходили и до того.
Как за каменной стеной
Что проблема не в том, что мы оказались неудачливыми экспериментаторами, а в том, что собака зарыта все же совсем в другом месте, видно уже из того, что социальные сети заметили несоответствие в те же самые часы, что и «Ридус».
Можно было бы предположить, что сайт «Победы» в самом деле рухнул, когда тысячи людей бросились бронировать билеты.
Но официальный представитель авиакомпании даже не предложила такую версию, которая сразу бы сняла все сомнения в непрозрачности схемы продажи дешевых билетов у этого перевозчика.
Это еще больше укрепило подозрения, что авиакомпания нарочно «придерживала» сейл до тех пор, пока билеты не купили все члены какого-то «закрытого клуба» «Победы». Хотя, конечно, это попахивает теорией заговора.
Тайные тропинки в небо
Обвинять конкретно «Победу» в применении каких-то скрытых схем, не имея на руках фактов, разумеется, не следует; однако подобная схема в самом деле в авиационном мире существует, поэтому теория заговора здесь ни при чем, соглашается обозреватель журнала Flight International Владимир Карнозов.
«Схема эта действительно состоит в том, что авиакомпания ставит в известность о времени начала распродажи дешевых билетов каких-то своих контрагентов — причем не обязательно официальных. Это могут быть просто фирмы личных друзей сотрудников авиакомпании. И эти „дружественные“ компании выкупают дешевые места блоками, оформляя билеты на имена людей из своих баз данных. Это может быть одной из причин, по которым посторонние покупатели не могут войти на сайт распродаж в первые часы после старта акции», — сказал он «Ридусу».
Как правило, в числе таких компаний оказываются фирмы, которые профессионально занимаются пассажирскими перевозками, например туроператоры. Или компании, чьи сотрудники работают вахтовым методом в отдаленных районах страны.
Маловероятно, что «закрыть» сайт распродаж на несколько часов могут какие-то одиночки, которые дежурят у своих компьютеров в ожидании начала сейла, продолжает Карнозов.
«Такие люди, конечно, есть, и их немало. Но они могут приобрести максимум несколько билетов за одну распродажу, потому что при покупке необходимо вводить личные данные пассажира. Скупить несколько тысяч мест за короткий срок можно только оптом, и это в силах сделать только юридические лица», — полагает он.
Юридически подобные схемы не наказуемы, подчеркивает эксперт. Ведь выкупить блоки билетов можно не обязательно через публичный сайт авиакомпании: билеты можно приобрести по «внутренним» каналам или вообще по старинке, «низкотехнологичным методом» — через кассу продаж в аэропорту.
Но какая бы схема ни применялась, обычные — то есть индивидуальные — пассажиры все равно оказываются последними в этой очереди, и дешевые билеты достаются им лишь в том случае, если что-то осталось после того, как свои аппетиты удовлетворили клиенты, знающие «тайные тропинки» к билетам по 499 рублей.