Представители высшего американского военного руководства приподнимают завесу тайны над целым рядом вопросов, касающихся боевого использования — а точнее, неиспользования — значительного количества американской военной техники, поставленной на Украину.
Где «Абрамсы»?
Известно, что Киев получил от США определенное количество различных боевых машин, включая более трех десятков танков М1А1 Abrams, которые так и не были замечены на поле боя.
То же можно отнести и к британским Challenger, и немецким Leopard-2, также практически исчезнувшим из военных сводок, при том что их потери на поле боя не критические. Известно, что в ходе боевых действий в первом случае была безвозвратно потеряна одна машина и третья часть (по данным полковника австрийских вооруженных сил Маркуса Райснера) из примерно 90 поставленных во втором. При этом, как заявил Райснер изданию Die Welt, речь идет об общих потерях, включающих как возвратные (подлежат восстановлению), так и необратимые.
Объяснений, почему поставленная Киеву западная бронетанковая (и не только) техника практически перестала использоваться, можно услышать много, но все они соответствуют истине лишь в той или иной степени.
Наиболее распространенное объяснение заключается в изменении характера боевых действий, заметно отличающихся от тех, под которые создавалась концепция использования машин при их разработке и производстве. Прежде всего, это активное применение дронов и различных ПТУР. Неменьшую роль сыграло и отсутствие возможностей быстрого создания проходов в минных полях у ВСУ.
Однако это лишь частично отвечает на поставленный вопрос, так как танки советской разработки (и их европейские производные) Украина по-прежнему активно использует в зоне боевых действий.
Все это указывает на наличие иных причин, за которыми могут скрываться серьезные просчеты и упущения всей кампании предоставления военно-технической помощи Украине со стороны Запада.
Подтверждением тому стал доклад инспекторов Пентагона, анализирующий эффективность поставок американской бронетехники Украине. Выводы, содержащиеся в документе, можно отнести не только к американским танкам и БМП, поставленным на Украину, но и ко всей системе ее военной поддержки.
Более того, приведенные факты могут служить одним из объяснений ошибок стран-доноров, прямо или косвенно способствовавших провалу украинского контрнаступления.
Техника без поддержки
По словам генерального инспектора Министерства обороны США Роберта Сторча, его ведомство не смогло заранее подготовить адекватные планы технической и ресурсной поддержки поставленной Украине техники.
По данным Пентагона, по состоянию на август прошлого года Украине передано 186 боевых машин Bradley, 189 боевых машин Stryker, 31 танк M1 Abrams и некоторое количество комплексов ПВО Patriot.
«Пентагон предоставил Украине бронетехнику и системы противовоздушной обороны без плана по обеспечению их долгосрочной полезности. Хотя Министерство обороны в настоящее время работает над разработкой такого плана, отсутствие дальновидности в этом вопросе вызывает беспокойство и должно быть незамедлительно преодолено», — говорит Роберт Сторч.
По его словам, Пентагон предусмотрел базовые курсы обучения эксплуатации и техническому обслуживанию систем ПВО Patriot, а также первоначальные детали и материалы, но не организовал повышение квалификации для решения задач по техническому обслуживанию и процесс прогнозирования потребностей в техническом обслуживании, систему снабжения запасными частями и необходимым инструментом.
Танк без запчастей уже не танк
В условиях полной неопределенности с дальнейшими поставками западных вооружений Киеву техническая поддержка того, что уже имеется в распоряжении ВСУ, становится для них вопросом жизни и смерти. Оружие и техника, к которым отсутствуют запасные части и которые невозможно поддерживать в боеспособном состоянии, ничем не отличаются от уничтоженных или захваченных противником.
К такому выводу приходят и авторы доклада инспекции американского Министерства обороны. Поскольку выделение средств на поставку новых объемов оружия Украине застопорилось из-за республиканской оппозиции в палате представителей США, необходимость поддерживать уже поставленное вооружение приобрела дополнительную значимость, отмечается в докладе.
«Без запланированной материально-технической поддержки, включая надлежащие запасные части, боеприпасы и техническое обслуживание, украинцы не смогут поддерживать эти системы вооружения», — заключает генеральный инспектор.
Это провал
Результаты инспекции Сторча указывают на то, что военная поддержка Украины со стороны США осуществлялась, мягко говоря, ненадлежащим образом. Главный инспектор Пентагона не увязывает выявленные «просчеты» с проваленным контрнаступлением ВСУ, но все сказанное им так или иначе указывает на прямую связь.
Роберт Сторч признает, что в случае с армейскими системами Пентагон предоставил ограниченное количество запасных частей и боеприпасов и недостаточную последующую техническую поддержку.
Хотя Пентагон уже предоставил и согласовал пакеты поставок до 30 сентября, ответа на главный вопрос — как все это должно поддерживаться и обслуживаться — по-прежнему нет. По словам Сторча, официальные лица признали, что существующие усилия «не представляют собой план обеспечения и еще не определены меры по обеспечению устойчивости Украины после сентября».
Обсуждая возможное прибытие самолетов F-16 на Украину, министр обороны США Ллойд Остин указал на необходимость долгосрочного плана их технической поддержки и обеспечения.
Между тем любые сервисные схемы эффективны лишь в случае, когда поддерживаемая техника имеется в значительных количествах. В случае Украины, куда различные боевые машины поставляются едва ли не поштучно, из разных стран и в самых различных (порой очень экзотических) модификациях, организовать полноценную поддержку всего этого арсенала практически невозможно.