По итогам десяти месяцев 2018 года профицит федерального бюджета превысил 3 трлн рублей, сообщил в среду Минфин.
Из этих 3,522 трлн рублей примерно две трети принесли нефтегазовые сборы.
При таком бюджетном «пиршестве» средний чек в российских магазинах в октябре сократился на 2,7%. В годовом выражении люди стали тратить меньше на 5,1%.
Правительство не пускает прибыли бюджета на пенсии или ремонт рассыпающихся объектов инфраструктуры не из-за жадности, а потому, что вынуждено выбирать меньшее из зол, говорит директор Научно-исследовательского финансового института Владимир Назаров.
Правительство в соответствии с бюджетным правилом основную часть бюджетного профицита направляет в Резервный фонд (в правило заложена линия отсечения, эквивалентная стоимости нефти по 40 долларов за баррель; в среду она составляла 65 долларов).
Чем больше разница между уровнем отсечения и реальной ценой нефти, тем больше денег правительство обязано отложить „в кубышку“. Если эти „лишние“ деньги пустить в оборот, это относительно укрепит рубль к доллару, и, как следствие, у российской экономики случится приступ „голландской болезни“: их товары на мировом рынке станут дороже и, следовательно, менее конкурентоспособны, — говорит эксперт.Снижение курса национальной валюты (на 8,1% по сравнению с тем же периодом 2017 года) и связанная с этим «девальвационная фора», а также возможность снижать удельные трудовые издержки, выраженные в валюте, являются фактически главными источниками роста экспансии российских компаний на отдельных внешних рынках.
Российская экономика пребывает в стагнации не потому, что ее плохо администрирует правительство или у кабинета плохие эксперты. Стагнация вызвана причинами, лежащими за пределами возможностей нынешнего правительства, будь они там все хоть семи пядей во лбу, говорит профессор экономического факультета Европейского университета (Санкт-Петербург) Дмитрий Травин.
По его мнению, ни один серьезный экономист, если над ним не довлеет политический заказ, не опозорится заявлениями, что страна может вытянуть сама себя за волосы из болота, используя в качестве волос только лишь нефтяной ресурс.
У правительства РФ выбор невелик и незавиден: либо «дать слабину» (пожалеть сограждан, добавив им денег на сиюминутные расходы), но подорвать долгосрочные перспективы экономики, либо держать бюджетные расходы в ежовых рукавицах, заставляя россиян все туже затягивать пояса.
Поскольку власти склоняются ко второму варианту, ежовые рукавицы у них должны быть наготове в любой момент в отношении не только бюджетных расходов, но и самого населения: недаром все дополнительные расходы в 2018 году (206 млрд рублей) полностью ушли на финансирование чиновников и силовиков.
На содержание чиновников в этом году потрачено на 60 млрд рублей больше. Расходы на оборону выросли на 119 млрд рублей, на полицию — на 37 млрд.
Одновременно социальные ассигнования были урезаны на 356 млрд рублей, или 8,5%.