СМИ Стиль

Почему умер русский глянец

1 1476

В год 20-летия «Афиши» я расскажу вам, почему умер некогда великий русский глянец.

В юности я был мегалояльным читателем российских журналов. Моя бабушка, царствие ей небесное, по наказу внука покупала в газетном киоске набор: «Афиша», «ОМ», «Вокруг света», Maxim, Playboy, Men’s Health.

Другие журналы я тоже почитывал, но это была основа.

С середины 90-х до середины нулевых в России был неимоверно крутой глянец. Главреды уровня редактора «ОМа», Григорьева или Шулинского из «Птюча» были просто рок-звезды. Их знали в лицо, мужики хотели с ними выпить, бабы — переспать. А иногда — и наоборот.

В большинстве журналов были острые, ироничные, крутые и познавательные тексты. Даже «Плейбой», когда его редактировал Артемий Троицкий, был больше про литературу и про тексты, чем про эротику. Это сейчас Троицкий сошел с ума на почве русофобии и шамкает, как дегенерат: «Рашка се, Рашка то», ничего не разберешь. А в 90-е это был саркастичный мужик, который одной фразой мог описать музыку любой группы: «Творчество группы „Крематорий“ делится на две неравные части — песню „Мусорный ветер“ и все остальное».

Причем русские версии зарубежных журналов были реально круче западных. Безумнее, ярче, острее, интеллектуальнее. Это неудивительно. Ведь мы, русские, лучше всех в войне, сексе и литературе.

На Родине Толстого и Бунина даже журнал о фитнесе перебивал по глубине мысли и образов «Так говорил Заратустра».

«Афиша» прежних времен была идеальным гидом по постсоветской бурлящей Москве, которая стала Тортугой рейверов, бандитов, рокеров, хулиганов, визионеров, олигархов и творцов. На ее страницах рецензия на альбом «Гражданской обороны» соседствовала с исповедью промоутера пафосного клуба с золотыми унитазами и платным туалетом, а анонс выставки актуального азиатского искусства — с обзором моды футбольных фанатов. Можно было писать что угодно и о ком угодно.

А потом редакторы-рок-звезды умерли, разъехались по Гоа и лесам Карелии, колумнисты завели семьи, животы и бизнес. Им на смену пришли одинаковые стриженные под горшок мальчики, похожие на девочек, и девочки, похожие на мальчиков, с крайне низким уровнем образования и крайне высоким самомнением. И начали писать унылое гладкое политкорректное дерьмо, копируя худшие западные тренды и отрабатывая повесточку.

В принципе, если вы хотите выбрать нормальный фильм, просто посмотрите, что ругают сегодня в «Афише» или на «Медузе», и сто процентов — кино стоящее. А если там нахваливают какую-то выставку или книгу — смело можно пропускать мимо.

«Афиша» вместо того, чтобы быть гидом москвичам и гостям столицы по многообразию развлечений лучшего мегаполиса Восточной Европы, пытается быть каким-то политизированным боевым листком, отражающим мнение небольшой тусовки леволиберальной богемной молодежи.

Концерту 25/17 или Rammstein, фильму «Балканский рубеж» или книге Прилепина там посвятят пару строк. А вот рецензиям на гей-драму о любви трансвестита и гастарбайтера, заукраинскому документальному фильму о батальоне «Азов», исследованию рынка BDSM-услуг или выставке небритых женских подмышек отведут целые развороты.

Естественно, после такого популярность «Афиши» лишь падает, давно нет бумажной версии, безликие главреды меняются со скоростью тренеров «Спартака».

Я вам расскажу, как хреновый журнал отличить от приличного. Очень просто: в хреновом употребляют малограмотные феминитивы: блогерка, авторка, редакторка. Употребляют заимствованный лексикон толерант-шизы: абьюз, харассмент, менсплейнинг, мизогиния, токсичная маскулинность. Считают, что полов не 2, а 60. Любят рассказывать истории о том, как вернувшийся после службы в ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России) хрупкий таджикский бородач 30 лет страдает от равнодушия жестокосердных зажравшихся москвичей. Ну или там об учителе младших классов нетрадиционной сексуальной судьбы, который не нашел понимания учеников и их родителей. А, ну и постоянные находки будущих «звезд», вроде играющих на сливных бачках электронщиках из Ижевска, или ранимом художнике, рисующем половые органы ежа на железнодорожных мостах.

Нормальные издания пишут об интересном, актуальном, гениальном. Дурацкие — отрабатывают повесточку. У меня все. Читайте хорошие книги, смотрите правильные фильмы, любите друг друга и Родину.