Военное дело

Почему в Европе никто не хочет воевать

0 5723

Российско-украинский конфликт, вооружённая эскалация на Ближнем Востоке и нарастающие риски китайского вторжения на Тайвань окончательно развеяли миф о «конце истории», утверждавший, что человечество выросло из эпохи войн и теперь все возникающие споры будут разрешаться исключительно мирным путём. Как бы не так…

Меньше всего о том, что в какой-то момент снова придётся воевать, задумывались в Европе. Надёжный американский ракетный (и не только) зонтик породил ложную уверенность в абсолютной безопасности, с которой обитателям Старого Света приходится расставаться.

Процесс прозрения, начавшийся после того как в Европе вновь загрохотали пушки, протекает медленно и довольно болезненно. Однако по мере своего развития он всё больше начинает представлять собой панику, с самыми непредсказуемыми последствиями.

© flickr.com

Панические настроения подхлёстывает понимание того, что за несколько последних десятилетий Европа не только практически лишилась собственных армий, но и сознание её граждан перестроилось до полного отрицания необходимости самозащиты. Служба в армии стала признаком неспособности человека к какой-то серьёзной взрослой деятельности, а статус военнослужащего практически сравнялся с положением неудачника. Последний гвоздь в гроб европейской обороноспособности вбили массовые сокращения численности армий и парков классической боевой техники.

«Мы ничего не сможем сделать без людей…»

«Мы хотим сдержать любого потенциального противника в будущем. Если мы ничего не сделаем с нехваткой человеческих ресурсов в армии… это может означать, что мы не сможем сохранить мир и сдержать любого потенциального врага», — заявил в интервью Reuters командующий чешскими Вооружёнными силами генерал Карел Рехка.

По его словам, боеспособность многих армейских подразделений составляет лишь 50% от необходимой, что объясняется простой нехваткой военнослужащих, особенно рядового состава.

По последним данным, армия Чехии достигла лишь 56% от поставленной цели по набору новобранцев.

Чехи не одиноки. Сегодня страны Восточной Европы испытывают трудности с набором новых солдат и удержанием опытных бойцов, особенно в регионе, где Польша, Венгрия, Румыния и Словакия граничат с Украиной.

Чешская армия. © flickr.com

«Мы ничего не сможем сделать без людей. Если мы модернизируем вооружение, но при этом не будем иметь достаточного количества компетентных и мотивированных людей, то это будут выброшенные на ветер деньги», — считает чешский генерал.

Врождённые пацифисты?

Озвученная чешским командующим проблема характерна не только для Восточной Европы. Западноевропейские страны в НАТО сталкиваются с похожими проблемами. В июле Reuters сообщало, что в сложившейся из-за украинского конфликта ситуации альянсу понадобится от 35 до 50 дополнительных бригад для полной реализации новых планов по защите.

«Мы считаем, что вероятность российской агрессии против нас не исключена… в течение нескольких лет. Поэтому в случае нападения мы должны быть уверены, что можем рассчитывать на определённое количество солдат и возможностей», — считает бывший заместитель министра обороны Чехии Томаш Копечны.

Европейские правительства обратились к маркетинговым кампаниям, увеличили денежные надбавки военнослужащим и рассмотрели варианты вроде вступающего в силу 1 сентября указа Министерства обороны Чехии о снижении медицинских требований к кадровым военнослужащим, резервистам и новобранцам.

Однако, учитывая низкий уровень безработицы в Восточной Европе, основной нерешённой проблемой остаётся убеждение молодых людей идти на военную службу за меньшую плату, чем они могут заработать в частном секторе.

«У нас есть проблемы. Они связаны с тем, что рынок труда здесь очень конкурентный», — заявил Reuters первый заместитель начальника Генштаба Вооружённых сил Польши генерал-майор Кароль Дымановский.

Бассейн и две трубы

Единственной европейской страной, раньше других начавшей переход на новые военные рельсы, является Польша. Здесь представители правительства и армии заявляют, что достигли целей по приёму новобранцев и планируют увеличить лимиты. Хотя даже в этом случае многие критики сомневаются в реалистичности цели Варшавы создать современную армию численностью 300 000 военнослужащих.

Польская армия. © flickr.com

Эта крупнейшая страна Восточной Европы стремится увеличить расходы на оборону почти до 5% ВВП. Недавно Польша запустила кампанию по набору кадров под названием «Каникулы с армией». Она предусматривает базовую военную подготовку для граждан в возрасте от 18 до 35 лет в течение 28 дней.

Тем не менее, ситуация с комплектованием Польской армии по-прежнему напоминает задачу про бассейн и две трубы. Данные Министерства обороны свидетельствуют, что число новобранцев действительно возросло, но в 2023 году службу покинуло рекордное число профессиональных солдат — 9000 человек.

В то время как Дымановский называет это «естественным процессом», глава Управления организации и набора в Генеральном штабе Польши полковник Богдан Сова объясняет происходящее тем, что существует значительная группа военнослужащих, которая покидает армию всего через несколько лет после начала службы.

«Мы пытаемся подготовить для них более привлекательные предложения, создавая новые финансовые стимулы», — сетует полковник.

Однако цифры говорят сами за себя. За последние годы само понятие армейской службы настолько вышло за пределы понимания молодых европейцев, что никакие финансовые посулы не могут заставить их взять в руки оружие.

Вооружённые силы Венгрии для поиска новых бойцов запустили медиакампанию с использованием рекламных щитов и даже телесериала на военную тему, который должен выйти в эфир к концу 2024 года. Однако видимых результатов от этих шагов пока не наблюдается.

Венгерская армия. © flickr.com

В Румынии правительство начало кампанию по набору на военную службу после того, как последние данные Министерства обороны показали, что 43% офицерских должностей, 23% должностей рядовых и других профессиональных званий остаются незаполненными.

Румыния располагает четырьмя батареями противоракетной обороны Patriot, но только две из них находятся в боеспособном состоянии из-за отсутствия подготовленных расчётов. В то время как правительство закупило несколько истребителей F-16, оно по-прежнему не имеет достаточного количества подготовленных пилотов для управления ими.

До «шокового события»

Какого-то быстрого решения этой проблемы пока не просматривается. Очевидно лишь то, что деньги не являются решающим стимулом, способным заманить в казармы десятки и сотни тысяч молодых европейцев. Армейская служба в её классическом понимании по-прежнему остаётся непривлекательной, поскольку лежит за пределами сферы интересов большей части европейской молодёжи.

Без сомнений, всё это понимают и в высоких кабинетах ЕС. Переломить ситуацию можно только с помощью повсеместного возвращения воинской повинности. С другой стороны, публичные заявления об этом станут моментальным крахом карьеры любого европейского политика.

Всё это говорит, что нынешняя ситуация будет оставаться неизменной ещё достаточно долго или же до наступления какого-то «шокового события». Хотя тогда идти служить в армию может оказаться уже поздно.