Политика Путешествия

Почему в Голландии теперь недолюбливают русских с украинцами

15 939

Об этом мне рассказал живущий в Голландии французский репортёр, прошедший весь конфликт на Юго-Востоке: от Крыма, через Славянск до Донецка с Луганском.

В пути из Донецка я много говорил со своим товарищем, фотографом, французом, живущим в Голландии. Он рассказал грустное и довольно важное, особенно для путешествующих по Европе.
Должен обратить внимание, что это сообщение — не истина в последней инстанции и, конечно, не говорит всё о всех голландцах. Это опыт, видение лишь одного человека, дополненное моими соображениями.

В Голландии окончательно общепринята версия о вине России в крушении Боинга. Первая медийная волна утвердила у населения мнение: «российские военные сбили самолет». При этом не нужно забывать, для этой маленькой страны потеря 300 сограждан — национальная трагедия. У тысяч людей погибли знакомые знакомых и дальние родственники.

И теперь я должен огорчить россиян с украинцами, лелеющих привольную, «лайтовую» поездку, например, в Амстердам. Будьте готовы, что вы не обрадуете и не заинтересуете встречных российским происхождением. От многих вы встретите жёсткую неприязнь, вы в их глазах будете соучастником атаки на Боинг и его несчастных пассажиров.

Повторюсь, это не моё предположение. Это с сожалением, с неприязнью к этому глупому шаблонному мышлению, рассказал живущий в Голландии журналист.

Кстати, жители Украины могут не думать наивно, что это их не затронет. В глазах множества европейцев и большой части голландцев — в Донбассе сейчас «русские между собой воюют, что-то делят». И по-прежнему, как бы ожесточенно не спорили со мной украинские патриоты, в глазах не углубляющихся в геополитику и постсоветскую географию европейцев (вы понимаете, конечно, что это и есть большинство) — украинцы = русские. Одинаково проклинаемы там мы все вместе взятые.

На месте катастрофы

© Андрей Краснощёков/Ridus.ru

А что с расследованием? Может быть, голландцы узнают новые версии. Может быть местные СМИ задаются вопросами о ходе расследования, содержимом чёрных ящиков?

— Нет, — сказал мне коллега. Повестку в местных медиа создают политики, а они уже не изменят свои позиции, утвержденные первой волной обвинений, учинённой BBC и CNN.

Они не пойдут против антирусского мнения большинства. Потому что не согласиться с большинством населения — терять рейтинг.

И еще одну глупейшую, проклятую сторону этой беды отметил товарищ.

С самого начала Голландия и все международные эксперты совершили огромную ошибку. Они отложили начало операции по расследованию трагедии, изучению обломков и останков из-за ложных обещаний украинской стороны зачистить зону крушения от «сепаратистов» в кратчайшие сроки. 

Уже существенно позднее сообщество экспертов поняло, что украинская армия воюет не с кучкой террористов и что наступления у неё не проходят «на раз два». И только убедившись в этом, ОБСЕ и прочие начали сотрудничать с вооруженными силами ДНР, ЛНР. Но было слишком поздно: многокилометровая территория крушения увязла в боевых сводках и реальных боях, стала совершенно небезопасна. В этом убедился самолично, наблюдая дымы над полями под Грабово и Петропавловкой, слушая там не один день разнокалиберные очереди, разрывы снарядов. 

А в один из дней, когда мы так и не добрались до основного места крушения, подъезжая с другой стороны Петропавловки, мы — тройка журналистов, наткнулись на только что сгоревшее поле. Это были одни из последних дней работы международной комиссии. Посреди ещё неостывшего, чёрного от сажи участка степи лежали несколько кусков фюзеляжа, другие элементы конструкции. Неподалёку, в лёжке у железнодорожного полотна находились несколько ополченцев ЛНР. Они явно заняли боевую позицию, готовились к обороне. Вдали громыхало. Мы не рискнули останавливаться и обозревали это поле на ходу, из машины. Ступни представителей ОБСЕ по нему, уверен, вовсе не ступали. Многокилометровый участок планеты усеян не найденными останками пассажиров, а также совершенно неисследованными фрагментами погибшего самолёта.