Мировой рынок интеллектуальной собственности растет быстрее, чем «материальные» рынки. Ежегодно он прибавляет более 10%. Уже сегодня свыше 70% трафика глобальных цифровых сетей составляет движение объектов интеллектуальной собственности. Но Россия находится в арьергарде глобальных процессов, отставая от развитых стран в десятки раз, говорится в докладе ЦСР «Эффективное использование интеллектуальной собственности».
В десятке первых и первые среди отстающих?
Одним из важных показателей является число патентных заявок на всевозможные изобретения. И на первый взгляд все выглядит не так уж плохо: по их абсолютному количеству (41,6 тыс. шт. в 2016 году) Россия занимает седьмое место в мире, уступая Китаю (1 102 тыс. шт.), США (589 тыс. шт.), Японии (319 тыс. шт.), Республике Корея (213,7 тыс. шт.), Германии (66,9 тыс. шт.) и Индии (45,7 тыс. штук).
Но не стоит забывать, что и по общей численности населения мы входим в первую десятку стран. И по сравнению, например, с Китаем, где изобретателем является практически каждый второй, выглядим достаточно бледно. С точки зрения коэффициента изобретательской активности (количество заявок на патенты на изобретения от национальных заявителей на 10 тысяч населения) еще в 2015 году Россия в 15—18 раз отставала от других технологически развитых стран.
И, наконец, за последние 10 лет более чем в два раза вырос коэффициент технологической зависимости (соотношение зарубежных и отечественных заявок на изобретения) — с 0,3 в 2004 году до 0,55 в 2015-м.
«Сложившаяся ситуация во многом связана с тем, что интеллектуальная собственность защищается в России весьма посредственно», — пояснил «Ридусу» заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов. И поэтому многие предприниматели, связанные с высокими технологиями, предпочитают работать в крупных компаниях за рубежом или самостоятельно открывают свой бизнес за пределами РФ.
Спроса нет
Одна из ключевых проблем заключается в том, что изобретения пока не особо востребованы российской экономикой. В ЦСР это связывают с отсутствием достаточного уровня конкуренции на национальном рынке продуктов и услуг.
«Патентная активность, несмотря на переход России к рыночной экономике, по-прежнему в значительной степени обусловлена не экономической целесообразностью, а требованиями, установленными государством к научно-технологическому сектору, — от присвоения научной квалификации до оценки результативности научных организаций», — говорится в докладе.
По словам Ивана Антропова, спрос на рынке действительно низкий из-за того, что значительную долю российской экономики составляют госкомпании. Сейчас на госсектор приходится около 70% ВВП. В основном он представлен компаниями-гигантами, неэффективными, неповоротливыми, с огромным количеством непрофильных активов. Один из наиболее ярких примеров — РЖД: у нее более 100 дочерних компаний, никак не связанных с перевозкой людей и грузов. При этом доходность от таких активов находится на крайне низком уровне — примерно 1% в год.
«Но госкомпаниям неинтересно повышение эффективности. Они знают, что всегда смогут выбить очередные льготы и дотации у государства. И это их вполне устраивает. Такой вариант работы для них проще и комфортнее, чем развитие и внедрение новых технологий. А частный сектор у нас просто не развит, у него не хватает средств и сил для развития дорогостоящих технологий», — сетует эксперт.
Пропасть увеличивается
Появление новых изобретений и их правовая охрана на внешних рынках предшествует материальному движению продуктов труда. И если не заниматься развитием института интеллектуальной собственности, разрыв между Россией и развитыми странами на рынке вещественных товаров и услуг будет увеличиваться, предупреждают специалисты ЦСР.
Они отмечают, что в последние годы государство пыталось улучшить ситуацию, но не слишком успешно. «Усилия правительства РФ пока не привели к качественному изменению сферы интеллектуальной собственности и существенному повышению ее влияния на научно-технологическое развитие и темпы экономического роста страны», — отмечается в докладе.
Россия также слабо представлена на рынке научных произведений. Хотя доля российских публикаций в ведущих зарубежных журналах растет и к 2016 году достигла 2,5%, достаточно масштабно страна представлена лишь на рынке знаний в сфере физики высоких энергий и ряда других областей, во многом унаследованных от советской эпохи.
«Отсутствие общепризнанных достижений в новых, более востребованных областях знаний не позволяет сформировать образ страны как держателя компетенций и, как следствие, привлекать глобальные инвестиции в коммерчески перспективные и динамично развивающиеся отрасли», — говорится в докладе ЦСР.
При этом его авторы полагают, что ситуацию еще можно исправить, и предлагают комплекс мер, в частности создание единого госоргана по выработке и реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности. Кроме того, они считают необходимым сделать результативность научных исследований одним из целевых показателей для госпрограмм.
Также предлагается существенно упростить систему налогообложения в отношении интеллектуальной собственности, сократить сроки и затраты на патентование на территории РФ и одновременно субсидировать правовую охрану интеллектуальной собственности за рубежом.
«В случае отказа от предложенных мер сферу отечественной интеллектуальной собственности может ожидать уменьшение количества конкурентоспособных разработок на интересных рынках. Давление архаичных норм приведет к снижению капитализации интеллектуального потенциала нации и утрате возможностей развития страны за счет этого ресурса. А нарастание недоверия организаций к системе российского права повлечет за собой перевод интеллектуальной собственности в зарубежные юрисдикции», — предупреждают в ЦСР.
Унифицировать законы
Иван Антропов, в свою очередь, ключевую проблему видит в законодательстве. Вопросы интеллектуальной собственности регулируются десятками различных законов, которые зачастую противоречат друг другу, а единых стандартов нет. Например, в сфере IT приходится руководствоваться в том числе законами об архивной деятельности, законами о связи и многими другими.
«В первую очередь надо над этим работать. Да, центр создать какой-то можно, который будет этим заниматься. Но если он будет заниматься просто разработкой какой-то абстрактной политики государства в этом плане, это ничего не даст. Нам надо идти по пути упрощения законов и повышения их эффективности», — говорит экономист.
По его словам, такие наработки уже есть. Экспертный совет при Правительстве РФ уже давал подобные рекомендации и предлагал проект вполне жизнеспособных законов в данной сфере, в том числе по защите интеллектуальной собственности, разбитой на несколько уровней.
«Но, к сожалению, пока к этому не прислушиваются. И многие в правительстве пытаются продвигать какие-то личные идеи, не всегда имеющие потенциал к развитию», — заключает эксперт.