Феминистское движение по всему миру набирает все больше сил. В нашей стране его активистки хоть и завладели вниманием общества, но так и не были замечены в какой-то реальной помощи тем, кому она действительно нужна. Даже сейчас, когда проблема прав афганских женщин снова стала актуальна и, казалось бы, в этой ситуации фемактивистки смогли бы себя проявить, — звенящее молчание.
Девушкам, которые именуют себя «авторка», «режиссерка» и прочее, проще устраивать междусобойные разборки, нежели заниматься реальными делами. Фактически феминизм в нашей стране — это не более чем движение не всегда умных, но громких женщин. «Ридус» выяснял, почему так получилось.
«Непроходимо тупы»
Кандидат в Госдуму VIII созыва сооснователь проекта «ТыНеОдна» Алена Попова, кандидат в Госдуму VIII созыва Татьяна Винницкая и журналистка, искусствовед феминистка Лиза Лазерсон во время пресс-конференции, посвященной старту проженской политической платформы.© «Ведомости» / ТАССИнфополе по запросу «феминизм в России» не выдает ничего, кроме надуманных инфоповодов и скандалов: то главного редактора журнала Esquire Russia Сергея Минаева обвинили в мизогинии и сексизме, то Лиза Лазерсон выдаст очередную чушь и будет с остервенением ее отстаивать, несмотря на здравые аргументы. Так, например, было в случае с якобы существовавшим еврейским гетто в центре Москвы.
— На месте „Зарядья“ был огромный еврейский райончик. Еврейское гетто на месте того, что сейчас называется парком „Зарядье“, — безапелляционно заявила Лазерсон.
На вопрос, кто такая эта Лазерсон и что она сделала для защиты прав женщин в нашей стране, можно дать довольно лаконичный ответ: создала Telegram-канал. В каких-то действительно общественно значимых проектах она замечена не была, впрочем, как и другие ее подруги по феминизму.
«Самое удивительное в том, что упомянутая Лиза Лазерсон совершенно не стесняется своего дремучего невежества. Более того, она это невежество несёт как полковое знамя, гордится им, часто размахивает.И любая попытка узнать исторический источник, откуда Лазерсон взяла свой бред, любой уточняющий вопрос о том, насколько хорошо Лиза знает историческую эпоху, о которой рассуждает, училась ли Лиза вообще, или просьба хотя бы расшифровать термин „московское гетто“ моментально наткнётся на истерику и каскад из модных слов „это газлайтинг“, „это психологические пытки“ „вы мизогин“, „вы сексист“ и так далее.
Хотя я не мизогин и не сексист. Я просто получил неплохое советское высшее образование в области истории.
И основная проблема тут, конечно же, не в вопросе компенсаций, а в том, что вот эти истеричные, плохо образованные девицы называются теперь не кликушами, а общественными активистками», — написал на своей странице в соцсети главный редактор Esquire Russia Сергей Минаев.
«Дама оказалась непроходима тупа. Еврейское гетто в советской Москве — это, конечно, шедеврально. Самое потрясающее в истории с Лизой Лазерсон и „московским еврейским гетто“ — то, что у этой абсолютно необразованной и глупой девочки целый еженедельный эфир на „Эхе Москвы“. И радиостанция, которая позиционирует себя как „для мыслящих интеллигентных людей“, спокойно к этому относится», — дал свою оценку событию Telegram-канал «Голос Мордора».
Время угнетенных женщин
Феминистский протест.© Pixabay.comПо словам культуролога Марины Никитиной, в ХХ веке, который нынешние фемактивистки считают временем угнетенных женщин, тем не менее было много тех, кто состоялся в профессии и как личность, и не за счет гендера, а за счет собственных талантов. Гендер вообще никого не волновал.
Сейчас, как отмечает культуролог, такие женщины, как Амелия Эрхарт (первая женщина-пилот, перелетевшая Атлантический океан), Анна Ахматова, Лиля Брик, уже не являются неким идеалом и теми личностями, которым можно и нужно подражать, изучать их, учиться чему-то. Вероятно, это происходит оттого, что упомянутые женщины куда сложнее, чем все эти разговоры о физиологичности, где речь идет о выборе средств гигиены, о кормлении грудью на публике, и чем поиск сексизма в народных сказках. Они не этого дискурса, поэтому не являются примером для современных активисток.
— Вы привели пример необразованности и глупости. Но, чтобы обсуждать эпиляцию, собственный вес, косметику, какие-то глубокие знания не нужны, эрудиция тоже не особенно пригодится. А вот чтобы понять творчество Ахматовой или влияние Марлен Дитрих на кинематограф, нужно глубоко разбираться в вопросе, что называется, напрягать мозги. Прокладки таких усилий не требуют, поэтому им уделяется столько внимания, а по-настоящему стоящие вопросы не поднимаются — это сложно, — уверена культуролог.
«Рожать может любой бурундук»
Кандидат философских наук Иван Федоров утверждает, что сейчас феминистская повестка строится на том, что есть общего между матерью двоих детей и великими женщинами прошлого. Это физиология.
Поэтому фемактивистки ставят знак равенства между, например, Валентиной Терешковой и условной домохозяйкой из Обнинска Ольгой Ивановой. Но если роль первой в истории развития космоса неоспорима, то вторая никаких заслуг предъявить не может. Но есть же у них что-то, что позволит связать их воедино? Безусловно. Это репродуктивная система и «плоды» ее хорошей работы — дети. Соответственно, подвиг первой в мире женщины-космонавта можно и опустить, а рождение домохозяйкой детей возвысить.
— Это довольно шаткая позиция. Воспроизводить потомство может практически любое живое существо — это не сверхспособность, а банальная физиологическая функция. В рождении детей нет ничего героического, и ставить это себе в заслугу глупо. Это говорит ровно о том, что больше похвастаться нечем: нет каких-то достижений, человек себя не реализовал как профессионал. Но осознание того, что ты из себя ничего не представляешь, очень болезненно, травматично для человека, не каждый может себе честно признаться в том, что он проиграл в состязании успешных. Не у каждого хватает сил, таланта, характера бороться за свое место под солнцем, но в теории, в мечтах хочется быть «не хуже других». Отсюда и явление миру плодов своей физиологии. И этот тренд усиливается, а достижения вне деторождения обесцениваются, не замечаются. И физиология в принципе ставится на первое место. Те же актрисы интересны уже не своей работой, ролями, экранными образами, а тем, кто и когда залез к ним под юбку. Это, кстати, еще один признак, который роднит многих женщин, — считает Иван Федоров.
Эпатаж как форма социальной активности
Эпатаж как форма активности.© Pixabay.comКультуролог Мирослава Забродская связывает такое состояние феминизма в России с тем, что у нас общество патриархальное и провинциальное, и это, как она считает, накладывает большой отпечаток на восприятие мира. Тем более что большинство не особо хочет повышать свой уровень образования и культуры.
— Феминизм для патриархального большинства — это ужас. Мужчинам видится, что в этом случае женщинам отдадут высокие посты, «красные кнопки», дорогие автомобили, сексуальную свободу, а им придется довольствоваться другой долей — их будут угнетать, «посадят» дома и прочее. Поэтому все, что с этим связано, должно быть порицаемо, осмеяно. Поэтому современным активисткам в этой ситуации ничего не остается, кроме как эпатировать, в том числе и делая неумные высказывания. Да, это глупость, но ее автор тут же врывается в информационную повестку, ее начинают обсуждать, она становится известной, — утверждает Забродская.
При этом, по словам культуролога, то, что происходит сейчас с фемповесткой — выпячивание гендера, — это не про права женщин, это невежество.
Кроме того, в нашей стране из-за невозможности конкурировать с мужчинами обострена, что называется, «межвидовая борьба»: женщины конкурируют с женщинами, и в ход идут разные методы. А это приводит к разобщенности.
— Хороший дом в одиночку не строят, сильным в одиночестве ни один человек быть не может, нужна поддержка, команда, а этого нет. Отсюда и тот вид этого движения, которое мы наблюдаем сейчас, — уверяет Забродская.
Кроме того, по ее словам, чтобы делать серьезные шаги, нужно, чтобы это движение возглавляли по-настоящему сильные женщины — личности, которым есть что предъявить обществу. Но сейчас во главе этой общности клоунессы, которые создают соответствующий имидж феминизму, и поэтому патриархальное общество воспринимает это не как борьбу за права, а как бесконечную глупость, невежество и агрессивное насаждение этого.