Генералы сухопутных войск США называют шокирующие цифры, свидетельствующие о чрезвычайно низком уровне боеготовности большинства соединений. Якобы лишь три бригады из 50 могут вступить в бой немедленно по получении приказа, а остальным силам требуется время на доукомплектование и боевое слаживание. В особенно удручающем положении якобы оказались авиация флота и Корпуса морской пехоты. Заместитель начальника морских операций адмирал У. Моран сообщил, что к земле приковано 53% самолетного парка ВВС флота. При этом 62% истребителей F/A-18 простаивают в ожидании запасных частей и ремонта.
Старые дрожжи
Так как же это понимать? Имеем ли мы дело с обычной плановой «утечкой» с целью мобилизации общественного мнения в канун принятия оборонного бюджета на следующий год, или же американская военная машина, действительно, находится в глубоком кризисе?
Проблемы американской морской авиации имеют свою специфику, однако они неизбежно выводят нас на те системные сбои, которые накопились в американском военном строительстве за последние годы. Основные боевые системы, находящиеся на вооружении сухопутных войск, флота, авиации и стратегических ядерных сил, были разработаны еще на рубеже 1970−1980-х гг. В будущем, по мере наступления срока их неизбежной замены, США уже не смогут осуществлять политику бюджетной экономии за счет сокращения затрат на НИОКР по перспективным системам вооружений.
Качество против количества
Техника нового поколения может иметь уникальные боевые возможности, однако ее огромная стоимость делает процесс перевооружения болезненным даже для Соединенных Штатов. Начиная с 1950-х гг., за исключением истребителя F-16 и штурмовика А-10, стоимость самолета каждого последующего поколения примерно на 200% превосходила стоимость предшественника, что неизбежно приводило к уменьшению общего числа серийно производимых боевых машин. Программа производства истребителей по стелс-технологии не стала исключением. План выпуска условно тяжелого истребителя F-22A «Раптор» с первоначально требуемого ВВС 381 самолета был сокращен до 187. На программе условно легкого и многоцелевого F-35 с самых первых дней также лежала печать бюджетных ограничений. Скептики утверждают, что из первоначально планировавшихся 2443 самолетов США в реальности закупят в лучшем случае половину.
Ветераны уходят на покой
Тем временем составляющие костяк американской палубной авиации многоцелевые истребители-бомбардировщики F/A-18 модификаций E и F постепенно вырабатывают свой ресурс, после чего будут списываться темпами примерно 40 самолетов в год. На замену им флот должен приобретать F-35C, но в количестве не более 20 единиц ежегодно. Заменять самолеты на палубах авианосцев в соотношении один к одному при таком подходе, естественно, невозможно. Более того, старый и новый истребители существенно отличаются по такому интегральному показателю, как стоимость летного часа. У F-35 она доходит до 18 тысяч долларов, тогда как у его предшественника не превышала 11,5 тысяч. Необходимость концентрировать ограниченное финансирование на закупке исключительно дорогих самолетов пятого поколения привела к фактическому сворачиванию производства новых F/A-18. Программы модернизации и продления ресурса имеющихся на вооружении машин могут стать лишь паллиативными мерами.
Короткая скамейка запасных
В результате боевая и техническая готовность морской авиации упала до беспрецедентно низкого уровня. Адмирал Моран обвинил конгресс и администрацию бывшего президента Б. Обамы в том, что следствием политики ограничения оборонных расходов стала деградация морской авиации, которая сегодня сталкивается с такими проблемами, как моральное устаревание технического парка, перенапряжение и недоукомплектование личным составом. По его словам, финансирование текущих потребностей флота осуществляется за счет средств на его развитие. «Наша скамья запасных, — полагает он, — недостаточна для любого сколь-нибудь серьезного будущего конфликта».
Приход в Белый дом Д. Трампа вселил в военных надежду на изменение положения к лучшему. Генерал-лейтенант Дж. Дэвис, заместитель командующего ВВС Корпуса морской пехоты, убеждал конгресс увеличить закупки F-35 с 20 до 37 самолетов. Это позволило бы быстрее вывести из боевого состава машины предыдущего поколения — F/A-18 и AV-8B.
Деньги любят счет
Однако положение с самолетами, в сущности, лишь верхушка айсберга. Как заметил А. Смит, член палаты представителей от Демократической партии, решить проблему низкой боеготовности вооруженных сил будет просто невозможно без отмены Закона о бюджетном контроле от 2011 года. Принимая закон, который сегодня дружно ругают и республиканцы и демократы, администрация Обамы ставила перед собой задачу добиться двадцатипроцентного снижения военных расходов уже в период 2010–2017 годов. Финансирование военного ведомства между 2012 и 2021 годами должно было быть сокращено на 487 млрд долларов. Общий темп сокращений по плану должен был достигать $50 млрд ежегодно, при этом в первую очередь урезались программы перевооружения, а также расходы на содержание и боевую учебу крупных войсковых соединений.
При этом в абсолютных цифрах военный бюджет США остается огромным. К примеру, Америка покрывает 72% военных расходов НАТО. Затраты Пентагона в расчете на одного военнослужащего в среднем превышают аналогичные средние показатели европейских стран в три раза, тогда как затраты на НИОКР и закупку вооружений больше в пять раз. В 2016 г. на цели национальной обороны американцы израсходовали 585 млрд долларов, на 2017 г. было выделено 583 млрд долларов, а для обсуждаемого сейчас бюджета 2018 года лидер консервативного крыла республиканцев сенатор Дж. Маккейн предлагает увеличение сразу до 640 млрд.
Трамп как последняя надежда
Пока что Дональд Трамп выжидает. Он подвергает наследие предшественника сокрушительной критике, однако еще не решается на отмену Закона о бюджетном контроле. В конечном итоге он, скорее всего, будет вынужден пойти на это, потому что вооруженные силы США при данном объеме финансирования просто не смогут обеспечить необходимыми ресурсами весь объем запланированных программ оборонного назначения. Помимо вывода палубной авиации из кризиса, вооруженные силы параллельно должны финансировать и амбициозный план увеличения корабельного состава флота, и программу стратегического бомбардировщика нового поколения, и модернизацию ядерного арсенала. Каждая из них обойдётся в 50–100 млрд долларов. Кроме того, помимо увеличения расходных статей военного бюджета военные настойчиво просят обеспечить предсказуемость его динамики. Постоянные изменения бюджетной политики при прошлой администрации делали просто невозможным долгосрочное планирование военного строительства.
Проблемы флота и авиации в большей или меньшей степени актуальны для всех видов вооруженных сил и родов войск. Решить их можно лишь двумя путями. Или увеличить процентную долю оборонных расходов в общегосударственном бюджете, или последовательно сократить зоны американской военно-стратегической ответственности во избежание перенапряжения, что едва ли возможно при президенте, обещавшем вернуть Америке величие.
Алексей Кривопалов, к.и.н., эксперт Центра изучения кризисного общества