Когда отъезжаешь от Москвы на пару сотен километров, как ни странно, московские проблемы видятся гораздо яснее и отчетливее. Наверное, так происходит потому, что, когда гуляешь по маленькому подмосковному городку в качестве туриста, чувствуешь, как замедляется время, и есть возможность не спеша осмотреться по сторонам и приглядеться к деталям.
Теория SPOF
Итак, я в Ярославле, тут был праздник, и перекрыли центральную часть города. В Москве это коллапс и многочасовые пробки до поздней ночи. Здесь — всего лишь небольшие затруднения в движении, но не более того. Это говорит о том, что ресурс дорожной сети и её выбранная конфигурация довольно удачна с точки зрения теории SPOF (single point of failure). Эта теория изучает точки, в случае отказа которых происходит системный коллапс.
Теперь давайте вернемся в Москву, где этих самых SPOF, то есть точек отказа, скопилось уже просто огромное количество. Дорожная сеть работает в режиме тотальной перегрузки долгие годы, поэтому точка отказа в виде перекрытия, например, Звенигородского шоссе вызывает системный коллапс по всему городу. Аналогичная ситуация с ливневой канализацией. Потопы преследуют Москву уже много лет и являются четким индикатором того, что в сети водоотвода уже не одна SPOF, а много этих точек, и значит, надо переходить к термину MPOF (multiple points of failure). На ряде территорий, прилегающих к МКАД, уже происходит экологическая катастрофа, связанная с невозможностью принять и очистить сточные воды и канализацию. Это тоже точки отказа, так как загрязнение воды аварийным сбросом фекалий выше водозабора. Сейчас там идет массовое жилищное строительство, которое неминуемо вызовет системный коллапс.
Точки отказа
Неожиданный отказ одной из веток столичного метро гарантированно вызывает тотальную остановку городской системы общественного транспорта. Мы все прекрасно помним, как это происходило на практике во время терактов и аварий в метрополитене. Город не мог функционировать не то чтобы в прежнем режиме, а вообще, в принципе. Отменялись все контакты, все встречи, было невозможно довезти товары, в общем, был полнейший коллапс.
Подчеркну, что сосредоточение множества точек отказа в одном месте и в одно время представляет собой колоссальный риск для всех проживающих в этом месте горожан. Можно даже провести аналогию и сказать, что все москвичи сидят на пороховой бочке. И ситуация усугубляется всеми этими новыми планами по «реновации», когда должностные лица не моргнув глазом говорят, что впихнут в Москву еще несколько миллионов человек, окончательно её доуплотнив.
То есть в наш город, который и так каждый день играет в лотерею — где что сломается в следующий раз, собираются добавить еще людей, чем еще больше увеличат риски для нас как для жителей.
Город-муравейник
Перенаселенность Москвы особенно отчётливо заметна на фоне других мировых столиц. В европейских городах в среднем плотность населения колеблется на уровне 30−50 человек на 1 га, лишь в отдельных городах достигая значений 70−75 чел./га — Брюссель, Барселона, Вена. В городах Америки этот показатель находится на уровне 15−25 человек, а вот в Москве уже — 100 человек на 1 га (в пределах МКАД 150 человек на 1 га). При этом плотность улично-дорожной сети Москвы 5,5 км/кв. км, в то время как в Лондоне — более 9 км/кв. км, а в Нью-Йорке и вовсе более 12 км/кв. км.
Не стоит забывать, что Москва — стремительно растущий город, в отличие от Лондона или Нью-Йорка, где прирост минимален. Интересно, что правительство Москвы еще более десяти лет назад официально признавало, что перенаселённость города достигла крайней черты, за которой — только утрата возможности управления мегаполисом. В постановлении столичного правительства «О концепции демографического развития города Москвы» от 2005 года очень чётко описывается эта проблема:
«Москва — крупнейший мегаполис в мире. К началу XXI века, за исключением двух североамериканских городов — Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, все остальные мегаполисы находятся либо в развивающихся странах, либо в таких перенаселенных государствах, как Китай и Япония».
Москва азиатская
Получается, Москву смело можно ставить в один ряд с мегаполисами стран третьего мира и Азии, и на этом знании закрепить в мозгу мысль: ни один из городов США и Европы не имеет такой сверхконцентрации населения. И не стремится к ней. Только наши московские чиновники вопреки всем доводам разума продолжают семимильными шагами стремиться не к решению существующих проблем перенаселения города, а к их усугублению. Вследствие чего количество потенциальных точек отказа с каждым днем бездействия увеличивается, что уже сегодня приводит к печальным последствиям, о которых упоминалось выше.
При этом повысить безопасность и ликвидировать или минимизировать SPOF в Москве сложно, но вполне возможно. Для этого достаточно начать развивать инфраструктуру соответствующим образом и без наращивания численности городского населения. К сожалению, у нас этот процесс сейчас перевернут с ног на голову. Про стабильность функционирования города никто не задумывается, однако планы по переселению Петербурга в Москву ни у кого из должностных лиц даже тени сомнения не вызывают. И от этого на самом деле страшно. Ведь рано или поздно эта гремучая смесь рванет. И мало тогда никому не покажется.