Сотрудники крымского СК и ФСБ задержали в Ялте троих уроженцев Чечни за похищение и вымогательство. Возбуждено уголовное дело.
Собкор «Ридуса» обсудил с экспертами взаимоотношения различных этнических групп на полуострове.
Задержанные подозреваются в похищении человека группой лиц по предварительному сговору с применением насилия из корыстных побуждений, а также в вымогательстве группой лиц по предварительному сговору с применением насилия в крупном размере, сообщает пресс-служба Следственного комитета по Крыму и Севастополю.
«Следствием установлено, что трое мужчин, прибывших не так давно в Ялту из Чеченской Республики, решили организовать похищение и вымогательство денег у местного жителя, с которым совместно работали на одном из строительных объектов города. Им стало известно, что напарнику за работу была перечислена крупная сумма. Сообщники прибыли к его дому, расположенному в Алупке, насильно усадили в машину и вывезли в глухой лесной массив недалеко от поселка Голубой Залив. Там жителя Ялты избивали, требуя за освобождение 1 миллион рублей. Потерпевшему удалось сбежать. 23 июня текущего года друг пострадавшего встретился с вымогателями на территории автовокзала Ялты, где передал им часть суммы, получив взамен паспорт и мобильный телефон товарища. После этого злоумышленники были задержаны сотрудниками УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю. В настоящее время следствие готовится предъявить им обвинение и выйти в суд с ходатайством об избрании меры пресечения», — информирует ведомство.
Напомним, 5 июня стало известно, что уроженцы Чечни на двух автомобилях избили арматурой помощника главы администрации Ялты Дилявера Сейдаметова после сделанного замечания. Чиновник отругал мужчин на машине с чеченскими номерами за агрессивную езду в жилом квартале, где играли дети, и они спустя некоторое время вернулись с подкреплением. После инцидента чиновник оказался в больнице, а хулиганов задержал ОМОН.
Крымский общественник Александр Талипов считает, что это скорее частный случай. Этнические преступления с участием уроженцев Чечни не имеют массового характера на территории полуострова.
«Когда они услышали, что у товарища есть деньги и, видимо, решили их заработать в свойственной для некоторых представителей кавказских народов манере, — говорит он. — Но говорить о том, что их огромное количество присутствует в Крыму и тут есть какая-то система, сейчас не стоит. Эти люди, наверное, мало что из себя представляют, потому что приехали сюда как строители и, возможно, стали строить свой криминальный бизнес».
По поводу инцидента с помощником мэра Ялты Александр Талипов отметил, что главный курортный город полуострова во все времена притягивал неоднозначных личностей: «Я бы пока не говорил, что какой-то яркий организованных заход в Крым товарищей из Чечни имеет место, но, возможно, все поменяется».
© sledcom.ruКоординатор общественной организации «Севастопольская альтернатива» политолог Всеволод Радченко предположил, что, возможно, идет активное освоение крымского коммерческого и криминального рынка чеченскими и другими этническими группировками. Экспансия кавказских группировок в Крым влечет за собой закономерные издержки в виде роста криминальных разборок и конфликтов с местным населением. «Сейчас это превращается в потенциальные точки конфликта», — отметил эксперт.
По его мнению, силовикам профильных ведомств необходимо тщательно мониторить подконтрольную территорию на появление преступных сообществ, сформированных по этническому принципу. Также нужно регулярно информировать общественность о криминальной обстановке в регионе и о принятых мерах по резонансным происшествиям и преступлениям, потому что непонятно, наступили или наступят ли какие-либо правовые последствия по тем или иным резонансным правонарушениям и каковы перспективы развития.
«В свете участившихся конфликтов с участием выходцев с Северного Кавказа правоохранительным органам имеет смысл переориентироваться на более активную работу по профилактике и борьбе с этнической оргпреступностью и выявить связи этнической преступности с коммерческими структурами», — считает Радченко.
© sledcom.ru«Мне кажется, следует посмотреть на ситуацию глубже, так как перед нами преступления с этнической составляющей, вызывающие болезненную реакцию», — говорит политолог Владимир Джаралла.
Чаще всего в таких случаях мы имеем дело с финансированием во внебанковской среде, то есть это неофициальные займы иногда без каких-либо документальных подтверждений, отметил в разговоре с «Ридусом» политолог Владимир Джаралла. Поэтому, по его словам, нужно больше информации об инциденте, в частности о национальной принадлежности потерпевшего. Потому что такие финансовые взаимоотношения достаточно распространены внутри этнических общин.
«Точно так же методы взыскания долгов становятся неофициальными, — продолжает собеседник „Ридуса“. — Ситуация, когда предприниматель одолжил, то и неофициально будут разбираться. И предприниматель предстает в качестве жертвы. Поэтому могу допустить, что ситуация может быть несколько неоднозначна. Кроме того, достаточно сложная история по поводу этнической репутации некоторых групп в России. Возможно, мы имеем дело с взаимоотношением внутри общины, которое иногда выплескивается наружу».
В данном случае это похоже на бытовой случай, считает общественник. В целом, по его словам, «уроженцы Чечни достаточно воспитанные и цивилизованные люди».
При этом нельзя игнорировать страх людей по поводу формирования этнических группировок. Например, в Крыму были случаи, когда происходили столкновения татар и чеченцев, которые доходили до поножовщины. Но у главы Крыма Сергея Аксенова и главы Чечни Рамзана Кадырова есть договоренности, чтобы не допускать обострений отношений, поэтому интересы населения и властей в этом совпадают. В остальном же подобные вещи воспринимаются через призму эмоций, говорит Джаралла.
«У большинства людей при знакомстве с ними [представителями Чечни] остаются достаточно приятные впечатления: вежливость, воспитанность, определенное следование правилам и традициям. Если начинается ведение бизнеса, то тут вступают другие взаимоотношения. Но бизнес вообще меняет взаимоотношения людей. В Ялте публика маленькая, и произойдет какое-то разрешение споров с Кавказом. Стороны установят новый контакт между собой, и посмотрим, как будет развиваться ситуация дальше», — считает эксперт.