Общество

Почта - взгляд изнутри

3 5405

Каждому наверное приходилось хоть раз в жизни пользоваться почтовыми услугами. И не важно отправляли ли вы письмом своей любимой бабушке живущей в другом городе или получали ценный груз от друзей и родственников. А может быть фотоаппарат из зарубежа заказывали. В общем почтой периодически приходиться пользоваться каждому. И нам, конечно, хочется, чтоб в этот самый момент, когда у нас возникнет необходимость в этой услуге, она была оказана качественно, отправление пришло в срок и без повреждений, чтобы не возникло никаких проблем на таможне, и нашу посылку или письмо не задержали на почте. При выборе способа отправки чего-либо сейчас часто прибегают к услугам курьерских служб доставки. Конечно, ведь они гарантируют нам своевременность и сохранность посылки. С другой стороны, их услуги достаточно дороги и не каждому по карману. Есть и национальные почтовые операторы, но почему-то у большинства людей сложилось мнение, что пользоваться их услугами небезопасно и ненадежно. Такой стереотип существует в России, он есть и в Казахстане. Мои стереотипы поколебало посещение подразделений Казпочты, а именно сортировочного центра и Алматинского почтамта. Постараюсь рассказать здесь о том, какой путь проходит наша почта перед тем, как мы ее получаем.

Работники почтама сразу постарались расположить к себе и показать открытость своей организации. Кстати, понаблюдав некоторое время, как обслуживали людей на отделах приема и выдачи почтовых отправлений, нельзя было не заметить скорость и эффективность.

В зале располагались электронные справочники, где можно было получить всю информация касательно почтовых отправлений, курьерской службы и финансовых операций. Посетителям не приходится отвлекать работников лишними вопросами.

Огромное здание издали похожее на склад - это и есть информационно-логистический центр. Именно сюда стекаются вся корреспонденция, письма и посылки, как внутренние, так и международные отправления. Здесь почта начинает свой путь до адресата. Созданный в 2009 году, он отвечает международным стандартам ведущих почтовых администраций мира. Все, что доставлено автомобилями, поездами, самолетами, в конце концов попадает в это место, где проходит сортировку, распределение, контроль и подготовку к доставке в почтовые отделения по всей стране.

В таких огромных контейнерах посылки сразу же из самолета доставляются в этот центр, где проходят процедуру распределения и досмотра.

Десятки подъемников курсируют по этому огромному зданию. Они выполняют роль основного транспорта для перевозки почты между отделами и секциями логистического центра.

На одном из этапов сортировки посылки, пакеты и прочая корреспонденция проходят через планку где измеряются их габариты и вес. Затем они уже сортируются по мешкам с номером почтовых отделений, в которые их требуется доставить.

Все посылки пришедшие в центр заносятся в компьютерную базу данных и погружаются в мешки, каждый из которых закреплен за определенным почтовым отделением, которое может находиться в любом уголке страны. После их заполнения они погружаются в машины и затем уже на транспорт, который доставит их до места назначения.

Письма сортируются отдельно, по городам адресатов. В основном это официальные уведомления из всевозможных организаций. Личных писем среди этой массы почти не попадалось. По словам почтовых работников их действительно с каждым годом становиться все меньше. Основную часть бумажной корреспонденции составляют официальная рассылка, газеты и журналы отправляемые по подписке.

В таких мешках почта приходит с участков. Их вскрывают перед камерой и там же проводят первоначальную сортировку писем. Это делается для того, чтобы зафиксировать количество писем пришедших с отделения.

В отдельном секторе проходит сортировка посылок. Их досматривают, проверяют на повреждения, изучают документацию. Работа в этом отделе всегда кипит ведь в отличие от писем, посылок в этот центр приходит значительно больше. Особенно тщательно изучают международные отправления. В большинстве своем это товары купленные в зарубежных интернет-магазинах и отправленные через местные почтовые службы.

Когда посылка пребывает поврежденной, в ненадлежащем состоянии, то этот факт сразу же фиксируется. Все повреждения заносятся в базу данных, а посылку фотографируют с разных углов. Позже эти снимки послужат доказательством того, что посылка пребыла в логистический центр в поврежденном виде, а, соответственно, компенсацию и прочие выплаты берет на себя сторона отправления. Особенно важно это когда дело касается международных отправлений. Если факт повреждения посылки до прибытия на предприятия Казпочты будет доказан, то ответственность на себя берет почтовая компания отправлявшая ее. В противном случае компенсацию выплачивает Казпочта. По словам сотрудников подобные инциденты с повреждениями посылок отправляющей компанией с международными отправлениями не редки. В случае необходимости такую посылку могут вскрыть там же, для оценки ущерба.

Для оценки состояния посылки могут вскрыть внешнюю оболочку, но вскрывать сам посылку сотрудники почты не имеют права. Вскрывать почтовые отправления могут только таможенники.

Одним из важнейших этапов проверки почты является ее взвешивание. Вес посылки до сотен или даже десятков граммов должен соответствовать заявленному. В случае не соответствия посылку отправляют на таможенный контроль для выявления причины отклонений веса.

У сотрудников таможни отдельный стол и они работают не зависимо от персонала центра. Они сами выбирают посылки, которые нужно досмотреть, и самостоятельно проводят их вскрытие, правда, только в присутствии сотрудника почты.

В одной из посылок, только что пришедших из аэропорта, было обнаружено сильное не соответствие веса заявленному. Она сразу же была отправлена на таможенный контроль.

Сначала посылку просвечивают рентгеном, чтобы определить характер содержимого.

Хотя современные рентгены дают достаточно четкую картинку, оператору нужно иметь большой опыт, чтобы точно определить характер содержимого и, главное, понять не является ли оно опасным для окружающих. В провереной посылке предметы явно отличались от заявленных, так что было принято решение вскрыть ее.

Вскрывают посылку в присутствии сотрудника почты. Весь процесс фиксируется камерами, чтобы иметь все доказательства при предъявление претензий.

Вместо видеокамеры в посылке был обнаружен лишь пустой чехол.

Было зафиксировано, что конверт и коробка с посылкой были вскрыты еще до прибытия на территорию Казахстана, так как посылка из аэропорта сразу же была доставлена в центр. Посылка поступила из Майами и была отправлена службой Express-Mail. Кстати, по замечанию почтовых сотрудников, частенько посылки именно из этого города оказываются пустыми. В таких случаях компенсацию производит почтовая служба страны отправителя. По утвержденным во всем мире почтовым стандартам, если не была объявлена стоимость отправления, то компенсация составляет 40 СПЗ + 4,5 СПЗ за каждый килограмм веса и сборы за пересылку. Один СПЗ равен примерно 46 рублям, то есть за посылку в 5 килограммов заплатили бы что-то около 3 тысяч рублей. В случае утраты посылки на имя получателя поступает извещение, он подписывает документ о претензиях и после выяснения причин ему выплачивается компенсация. По словам почтовиков, случаев, чтобы получателю не выплатили компенсацию, еще не было.

Очень часто почту, особенно внутри страны доставляют в таких почтовых вагонах. От главного вокзала города выведена специальная железнодорожная ветка для того, чтобы почтовые вагоны сразу пребывали в логистический центр.

Примерно так выглядят стандартные почтовые вагоны. Вдоль стен разложены тугие конверты с письмами, регулярными изданиями и прочей корреспонденцией.

Одним из важнейших узлов этого предприятия является центр безопасности. Круглые сутки за всеми подразделениями логистического центра ведется видеонаблюдение. Запись с видеокамер храниться 30 дней и, в случае необходимости, этот срок может быть увеличен. Это нужно для того, чтобы в случае пропажи или повреждения предотвращать случаи хищений или повреждения принимаемой почты. Администрация почты откровенно рассказала, что случаи воровства и не законного вскрытия посылок были ранее, но уже более года, после установки камер наблюдения, ни одного из них на Казпочте зафиксировано не было. Сейчас стоят уже 36 камер, а концу этого года камеры появятся в отделениях Казпочты.

Кстати. внутри Казахстана за последний год менее 1% посылок были повреждены или потеряны на предприятиях Казпочты.

В центре безопасности нам также были показаны кадры случаев подмены в посылках приходящих из зарубежа. Так, часто электронику заменяют на аналогичную по более дешевой цене, как в случае с этим телефоном, когда в коробке была обнаружена другая модель.

В посылках часто находят бутылки, кирпичи и прочий мусор. Те кто вскрывали их видимо пытаются таким образом сделать вес соответствующим декларации.

С целью воссоздания объема коробки часто набивают газетами. Эти газеты часто являются одним из способов определения места, где была вскрыта посылка. Чаще всего в таких посылках попадаются голландские и американские издания.

После прохождения всех проверок и распределения на логистическом центре почту погружают в грузовики и доставляют на почтамт.

Примерно в таком виде посылки хранятся в почтовом отделение. Большое помещение с полками в несколько рядов. Здесь они могут храниться до тридцати дней. Первое извещение о приходе посылки отправляется при получении, второе через пять дней. Также клиенту звонят, если указан номер телефона. По запросу получателя этот срок может быть продлен до шестидесяти дней. По истечению срока хранения, если получатель не пришел забирать посылку, она возвращается обратно отправителю, который должен возместить расходы за доставку.

Посылки сортируют на складе почтамта исходя из их габаритов и вероятного времени хранения. Хрупкие предметы помещают отдельно.

Здесь тоже выяснилось, что большинство посылок - это заказы в интернет-магазинах. Конверты из Гонконга и США заполняют большинство полок.

У многих людей при слове "почта" возникают стойкие ассоциации с запахом сургуча. Да, на почте по прежнему кое-где используется сургучные печати.

За каждым участком закреплен свой небольшой координационный отдел, который отвечает за учет корреспонденции и направление почтальонов по адресам. В их обязанности входит контроль за доставкой писем и изданий по подпискам.

Участок состоит из определенного количества домов. Почтальоны точно знают границы своей зоны доставки и за время работы успевают хорошо изучить район.

Одним из самых напряженных узлов работы почтамта, о котором часто никто и не задумывается, является Call-центр. Каждый день к одному оператору поступает более 60 звонков. Это, как правило, обращения связанные с местом нахождения корреспонденции. Сотруднику Call-центра надо быть всегда вежливым, уметь быстро обрабатывать полученную информацию и давать четкий ответ на запрос. Дозвониться сюда достаточно легко. В среднем скорость подключения в этом году составила 18 секунд. Мы проверили это лично, и смогли дозвониться до Call-центра всего за 10 секунд. В среднем за месяц обрабатывается более 15 тысяч звонков.

В целом посещение почты было полезным и помогло развеять некоторые стереотипы лично для меня. Конечно, отдельные элементы работы показались немного устаревшими, но, по словам руководства, компания постоянно обновляется, и все ее предприятия модернизируются.

Более подробный репортаж читайте на http://mr-svant.livejournal.com/30700.html. Другие материалы из Алматы читайте в моем журнале http://mr-svant.livejournal.com