В первом квартале 2017 года размер совокупной задолженности в мире достиг исторического максимума, составив 217 триллионов долларов. Это на 600 миллиардов долларов больше прошлогоднего показателя и эквивалентно 327% глобального ВВП, подсчитали в Институте международных финансов (ассоциация, объединяющая более 500 участников финансового рынка).
Общими усилиями
Долги копили действительно всем миром: индикатор включает в себя и государственные обязательства, и корпоративные, и даже рядовых домохозяйств. Однако распределено долговое бремя неравномерно — в одних странах/отраслях оно уменьшается, в других, напротив, увеличивается. Там, где долговое бремя становится тяжелее, это может мешать долгосрочному росту и создавать риски для финансовой стабильности.
В накапливании долгов впереди планеты всей две крупнейшие мировые экономики — США и Китай. Обе прибавили по 2 триллиона долларов. В Китае долг достиг 32,7 триллиона долларов, в США превысил 63 триллиона. При этом американская экономика в номинальном выражении росла быстрее долговой нагрузки, так что по отношению к ВВП страны долг снизился на 2,5%.
Ситуация в Китае менее оптимистична. Экономисты давно с тревогой взирают на то, как КНР наращивает долги. Это уже отразилось на ее суверенных кредитных рейтингах. Дело не только в номинальном росте обязательств, но и в ухудшении их качества. Правда, темпы прироста долга в Китае тоже замедлились, особенно в нефинансовом корпоративном секторе, благодаря ужесточению денежно-кредитной политики. Но вот китайские домохозяйства, напротив, увеличили свои заимствования, напоминает РБК.
В первом квартале текущего года отношение их задолженности к ВВП достигло исторического максимума — 45%. Средний показатель для развивающихся рынков — 35%. По состоянию на май совокупный долг КНР, по оценкам Института международных финансов, превзошел 304% ВВП.
Совокупный долг развивающихся рынков увеличился на 3 триллиона долларов, превысив 56 триллионов, и составил 218% ВВП. Быстрее всего его отношение к ВВП росло в Китае, Чили, Колумбии и Турции. В Таиланде, Бразилии и Венгрии оно, напротив, снижалось.
В России за год вырос только государственный долг, и то незначительно — с 15,9% до 16,3% ВВП. При этом долги финансового и нефинансового секторов, а также домохозяйств и общий уровень долга в целом по отношению к ВВП сократились.
Много, но некритично
Высокая долговая нагрузка может стать проблемой для отдельных стран, но тревожиться по поводу мировой экономики в целом пока не стоит, считают опрошенные «Ридусом» эксперты.
«Частный долг в Китае находится на уровне, который больше характерен для развитых экономик, а не для развивающихся. Поэтому, конечно, для Китая это сейчас проблема. В США быстрый рост госдолга может сигнализировать о том, что экономика начинает перегреваться. Но я подозреваю, что темпы роста глобального ВВП оказались выше, чем рост долга. А если долг растет существенно медленнее экономики, это не проблема, скорее, наоборот, говорит о том, что долговая нагрузка снижается», — отмечает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономике УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин.
В то же время не стоит забывать, что Китай и США — наиболее сильные мировые экономики, и пока они не испытывают сложностей с обслуживанием своих долгов, выплачивают все стабильно хорошо. А поскольку темпы роста экономики у них превышают темпы роста долга, проблем с выплатами и не намечается.
«С точки зрения экономики и каких-либо кризисов наибольший интерес представляет госдолг. Если у США он сильно за 100% ВВП переваливает, то у Китая — еще менее 50%. Это более или менее приемлемый результат. И к тому же темпы роста их долга несколько замедляются», — поясняет заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов.
По его мнению, наиболее важными точками риска, скорее, являются европейские страны, где экономика растет не так стремительно, как в Китае и США, при этом у Франции, Испании и Италии уровень госдолга достаточно высокий. Однако они в последнее время и не так быстро его наращивают. То есть в данном направлении сейчас тоже более или менее все спокойно.
«Мировой долг в целом растет, этой тенденции уже не первый год, но каких-либо критических перекосов в последнее время я не вижу. Пока этот прирост долга обслуживать возможно», — резюмирует эксперт.