Глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов предложил разрешить россиянам тратить средства материнского капитала на покупку первого в семье автомобиля отечественного производства. Ранее в этом году с такой инициативой выступали депутаты Госдумы. Сама по себе эта мера имеет право на существование, но надо понимать, что она в первую очередь направлена на поддержку автопрома и стимулирование спроса на отечественные автомобили, считает аналитик института комплексных стратегических исследований Елена Киселева.
На самом деле, идея далеко не нова: она обсуждалась и ранее, когда происходил спад в экономике и сжимался потребительский спрос (например, в период пандемии в 2020 году, в кризис 2014 года), напоминает эксперт. И в целом желание так или иначе расширить цели применения маткапитала возникает постоянно, потому что, с одной стороны, эти деньги номинально предоставляются семьям с детьми, но с другой — воспользоваться ими не так-то просто из-за многочисленных ограничений на расходование этих средств.
По словам собеседницы «Ридуса», однозначно определить влияние маткапитала на рождаемость довольно сложно, так как необходимо оценивать ее не год от года, а в когортах (поколениях) женщин после завершения у них репродуктивного периода. При этом на рождаемость, помимо маткапитала, влияют и другие факторы. В частности, структурный фактор: снижение числа женщин в репродуктивном возрасте.
В то же время есть оценки НИУ-ВШЭ, что в период до 2020 года благодаря маткапиталу число желающих завести второго ребенка выросло на 2−4%. А сейчас некоторые эксперты высказывают мнение, что введение с 2020 года маткапитала на первого, а не на второго ребенка привело к снижению доли вторых рождений. Тем самым, определенное влияние программы маткапитала на рождаемость прослеживается, — заключает эксперт.