Политика

Поддержка Украины вызвала раскол среди итальянских правых

0 3892

В правой коалиции Италии появились разногласия после того, как Берлускони раскритиковал Мелони за встречу с Зеленским и поддержку Украины. Три лидера партнеров по коалиции Италии придерживаются совершенно разных взглядов на то, как лучше всего справиться с войной на Украине. Дополняют эти взгляды друг друга или начинают проявляться трещины в правом альянсе после недавнего визита Мелони в Киев?

Сильвио Берлускони, возможно, принадлежит к правой правящей коалиции Джорджи Мелони, но по вопросу об Украине их мнения серьезно расходятся, как и взгляды на то, насколько Италия должна быть вовлечена в конфликт. Эти разногласия выливаются в резкие критические публичные заявления.

Давний симпатизант российского президента бывший итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони недавно публично раскритиковал решение премьер-министра Италии встать на сторону президента Украины Владимира Зеленского.

«Если бы я был премьер-министром, я бы никогда не пошел говорить с Зеленским. Было бы достаточно, если бы он прекратил нападать на две автономные республики Донбасса. Но этого бы никогда не произошло, поэтому я очень, очень, очень негативно оцениваю поведение этого джентльмена», — сказал лидер партнера Мелони по коалиции Forza Italia итальянским СМИ после голосования на региональных выборах, на которых победила правая коалиция.

Вместо президента России Владимира Путина он обвинил президента Украины в продолжающемся конфликте.

Вопрос об Украине уже давно является камнем преткновения в коалиции, и политологи заявили, что это был один из самых спорных вопросов, стоящих перед правительством Италии, когда оно впервые сформировалось. «Вы знаете, что можете рассчитывать на нашу лояльность и поддержку дела свободы», — сказала новоизбранный премьер-министр Италии Мелони президенту Украины Владимир Зеленскому вскоре после победы на выборах в сентябре прошлого года.

Пять месяцев спустя она повторила это обещание во время визита в польскую столицу Варшаву перед поездкой в Киев, настаивая на том, что гуманитарная, финансовая и военная поддержка Украины со стороны Италии будет продолжаться.

Мелони возглавляет партию «Братья Италии» (FdI), крупнейшую в итальянском коалиционном правительстве. В то время как она продолжает поддерживать линию, ожидаемую от «основных» европейских лидеров, и обещает непоколебимую поддержку Зеленского, в первую очередь в попытке быть принятой западными коллегами, первоначально раздраженными ее победой на выборах, ее партнеры по коалиции проявили значительно меньший энтузиазм по украинскому вопросу, как показывают недавние публичные выступления.

«Американский президент должен отвести Зеленского в сторону и сказать: „Я готов в конце войны создать план Маршалла по восстановлению Украины. План Маршалла в размере шести, семи, восьми, девяти миллиардов долларов. При одном условии: вы объявите о прекращении огня завтра. Потому что с завтрашнего дня мы не будем давать вам больше долларов и больше не дадим вам оружия“. Только что-то подобное убедит этого джентльмена согласиться на прекращение огня», — заявил Берлускони.

В октябре лидер Forza Italia сообщил, что Путин отправил ему 20 бутылок водки на день рождения. Как сообщается, Путин в одном из таких писем сказал ему, что он был «номер один» среди его лучших друзей.

А что Сальвини?

Маттео Сальвини, лидер партии «Лига».© flickr.com

В то время как Мелони и Берлускони по крайней мере публично находятся на противоположных концах спектра, когда дело доходит до Украины, третий крупный игрок в правой коалиции находится где-то посередине. Маттео Сальвини, лидер партии «Лига», чья основная поддержка избирателей убежала к Мелони на последних выборах, часто критиковал реакцию Запада и воздерживался от любых публичных заявлений.

Сальвини скептически относится к антироссийским санкциям, введенным западными союзниками. Однако большая часть его критики была высказана до успеха итальянских консерваторов на выборах в конце сентября прошлого года.

«Должны ли мы защищать Украину? Да. Но я бы не хотел, чтобы санкции наносили вред тем, кто их навязывает, больше, чем тем, кого они поражают», — сказал Сальвини.

Сальвини не давал и клятв не отклоняться от коллективной реакции Запада, если его партия войдет в правительство после выборов в конце этого месяца.

«Если мы войдем в правительство, изменим ли мы альянсы? Мы глубоко, гордо и прочно укоренились в свободном и демократическом Западе, который выступает против войны и агрессии», — утверждал Сальвини в то время.

Лидер «Лиги» был гораздо более сдержан с тех пор, как правая коалиция начала править.

Позицию Сальвини можно считать аналогичной позициям других европейских лидеров, в частности премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, который долгое время был публичным противником антироссийских санкций, негативно влияющих на жизнь европейцев.

«Сначала я думал, что мы только что выстрелили себе в ногу, но теперь, кажется, европейская экономика выстрелила себе в легкие, и именно поэтому она сейчас задыхается», — сказал Орбан о западном подходе к российским санкциям в июле прошлого года, и он не изменил свою точку зрения.

С последними замечаниями Берлускони начинают появляться трещины по вопросу об Украине, и есть два способа такого перелома. Первый — это политический распад правого альянса, который до сих пор оставался довольно сплоченным и эффективным. В качестве альтернативы замечания Берлускони, которые западный мейнстрим считает неприличными, на самом деле могут помочь продвинуть имидж Мелони в глазах изначально скептически настроенных западных лидеров.

Чем больше Мелони дистанцируется от замечаний своих партнеров по коалиции и удваивает поддержку Украины, тем больше она укрепляет свой имидж умеренной и тем больше свободы действий она может иметь со своими европейскими коллегами, когда дело доходит до ее консервативных внутренних реформ, в том числе по вопросу борьбы с незаконной иммиграцией.