История Кино

Подлинная история Чернобыля: ответ авторам американского сериала

10 11510

Посмотрел я первую серию HBO-шного «Чернобыля».

Ну, что я вам могу сказать: американцы добились ещё одной блестящей пропагандистской победы.

Первый полномасштабный сериал о Чернобыле снят ими, и, конечно же, снят точно так, как он должен быть снят с точки зрения интересов Соединённых Штатов Америки.

Сериал снят действительно мастерски. Колоссальное, кропотливейшее внимание к деталям, даже к мелочам. Даже барабаны-сепараторы в правильный жёлтый цвет покрасили.

Быт. Одежда. Причёски. Архитектура и геометрия станции. Сама история с плёнками академика Легасова и его самоубийство, с кадров которого начинается сериал.

Проделана действительно колоссальная работа по тому, чтобы уточнить детали.

А затем — не менее колоссальная работа по тому, чтобы домешать в это нужные дозы пропагандистского яда, исказить факты для создания должного пропагандистского эффекта, выставить события в максимально чёрном свете, убрать из этой истории всё великое и героическое и заменить его подлостью, беспечностью и самодурством.

Просто примеры

Академик Легасов, разумеется, не прятал никакие плёнки в мусорном баке, опасаясь КГБ. Некоторые из них вообще прямо адресовались конкретным специалистам, например коллегам Дёмину и Сухоручкину, одна кассета — это вообще интервью с журналистом Адамовским. Они были расшифрованы, их стенограммы напечатаны, их может прочесть любой желающий.

Да, там есть вопрос, что часть записей была стёрта. Это — есть.

Но никакой истории с мусорным ведром не было.

Но ведь как хорошо смотрится, а? Советский учёный кончает с собой, не в силах вынести груз вины, но перед этим рассказывает правду и прячет её от советских властей!

Работники станции после аварии не бродили по территории, как обкуренные лемуры, впадая в истерику и плача горючими слезами.

Они проделали колоссальную, героическую и крайне важную работу по недопущению распространения пожара в машинном зале и нераспространению аварии на третий энергоблок.

Именно они погасили пожар в машзале (пожарные занимались крышей, и только крышей). Слили горючее масло из генераторов. Вытеснили взрывоопасный водород азотом. Эту работу, конечно, не покажут. Работу выживших, таких как начсмены турбинного цеха Давлетбаев, и погибших, таких как его подчинённые Новик, Перчук, Бражник, — её показывать не надо. Зато вдоволь смакуется напрасный труд Акимова и Топтунова, действительно ошибочно подававших воду в реактор, будучи уверенными, что он цел.

Акимов в сериале показан безвольным слабаком и трусом, полностью подавленным деспотическим Дятловым. Это тоже ложь. Акимов был, безусловно, мужественным и волевым человеком. Он совершил ошибку, но это была чисто научная ошибка. И он дорого заплатил за её последствия. Посмертно унижать его — подлость.

Еще детали

В фильме сильно обожжённого кипятком Шашёнка кто-то (Перевозченко?) бросает просто посреди коридора, чтобы помочь Кудрявцеву и Проскурякову пробраться в реакторный зал. Это, конечно, ложь.

Во-первых, Перевозченко Шашёнка так и не нашёл. Это сделали другие люди, и они, конечно, не бросали раненого товарища посреди коридора: его доставили в санчасть, а потом увезли в больницу.

Момент с пожарным, который поднял кусок графита и через пару минут получил радиационный ожог. Самое удивительное, что похожая история была. Но только там не кусок графита был, а радиоактивная железяка, пробившая колесо, и пожарный действительно минут 10 с ней возился, вытаскивая её. И аппликационный ожог, разумеется, проявился через пару дней.

Ну и феерия — это заседание горкома Припяти в помещении бункера станции. Что это за нахер?

Такого не было и такого не могло быть даже теоретически. Что это за демонический старец, отдающий начальнику станции (шта?!) приказ изолировать город (шта?!).

В реальности ничего такого не было. Город никто не закрывал. Некоторые его жители стали покидать его в первую же ночь. Некоторых из них впоследствии арестовали, но не за то, что уехали, а за то, что уехали в то время, когда должны были быть на станции, — проще говоря, дезертировали.

Ниже феерический диалог.

Член горкома:

— В городе воздух светится (шта?!).

Дятлов:

— Эффект Вавилова — Черенкова (да-а-а?!), встречается даже при небольшой радиации (что, нахер?!!).

Авторы, вероятно, считают зрителей безграмотными тупыми нелюбопытными идиотами. 

Что же, судя по буре восторгов, они знают, с кем имеют дело. 

А чудесная сцена с Ситниковым, где его под дулом автомата отправляют рассматривать реактор? 

Реально под дулом автомата: его сопровождает какой-то солдатик. 

Конечно же ничего такого не было (или иначе где этот солдатик в списке погибших, как Ситников?). Ситников пошёл на крышу по приказу Фомина, но пошёл сам и вполне добровольно — он и сам понимал, что лучшего способа оценить состояние реактора нет. 

Ещё сцена с Легасовым, которому ранним утром звонит Щербина и которого тот пытается убедить начать эвакуацию города, но ему говорят, мол, твоё дело свинячье, начальство умнее. Не было такого диалога и быть не могло. 

Послушайте на эту тему хотя бы те же плёнки Легасова, который прямо говорит: решения по эвакуации принимались совершенно вовремя и правильно, а он на тот момент ничего советовать не мог банально по той причине, что не знал ни об уровнях радиации, ни о состоянии реактора. И не звонил ему никакой Щербина, а об аварии он узнал на заседании партактива Института Курчатова. 

Этот момент в плёнках Легасова описан подробно, как и момент с эвакуацией. Авторы фильма явно были знакомы с плёнками (сужу по другим деталям), но этот момент осознанно переврали. Ну конечно, злые совки предпочли убить жителей, чтобы не нагнетать панику. Они же всегда так делают. К слову, я так понимаю, из Легасова попытаются сделать эдакого героя-разоблачителя. Ну да, ну да. 

Только вот повесился он, кстати, потому, что его собратья-учёные как раз затравили за то, что он слишком уж поддерживал официальную версию, в которую многие не верили. Ошибки, большие и малые, в фильме на каждом шагу. При этом, повторюсь, авторы предельно точны в деталях и мелочах, когда это всё равно с точки зрения идеологии. Искажения возникают лишь тогда, когда события надо драматизировать. 

Это не небрежность, наоборот: умная, подлая и сознательная манипуляция. Но мы можем написать об этом тысячу раз. 

Весь мир, и в том числе наши собственные сограждане, будут судить о Чернобыле именно по этому сериалу. Который, конечно, мы должны были снять первыми. И именно поэтому факт выхода фильма — наше огромное пропагандистское поражение и внушительный успех наших недоброжелателей.