В связи с ожидаемым предновогодним расширением зоны платных парковок и грядущим подорожанием стоимости парковочных мест соцсети и СМИ накрыла новая волна дискуссии об эффективности этих мер для города. Одновременно с тем, как федеральные каналы показывают сюжеты о том, как радостно встречают у себя платную парковку обитатели столичных «спальников», жители не менее чем 10 вполне реальных районов Москвы развернули масштабную «антипарковочную» кампанию. Отчаявшись согласовать митинги с городскими властями (в префектурах Москвы было получено более 8 отказов на заявки о проведении мероприятий), они собирают подписи против введения платной парковки среди своих соседей.
Кошельку везде у нас парковка
Примечательно, что если ранее столичные чиновники очередное расширение зоны платой парковки пытались объяснять забой о горожанах, сейчас их риторика изменилась. В интернет попало письмо и. о. главы управы московского района Строгино Меркушина С. Е. от 26 октября 2016 года на имя муниципальных депутатов, в котором говорится о введении платной парковки на ряде улиц района «в целях увеличения объемов бюджетных ассигнований». И учитывая заявленный градоначальниками курс, направленный на решение парковочного вопроса путем повышения цен за парковку без создания новых стояночных мест для автомобилей, стоимость все более дефицитных парковок будет неуклонно расти.
Эту же мысль приводит в своей статье в журнале Snob.ru автоэксперт Михаил Блинкин, по данным которого, на один и тот же пятачок городской территории, называемый парковочным лотом, во многих случаях претендует два-три автомобилиста. И делить территорию между столичными автомобилистами от «нищебродов» до владельцев Ferrari как-то надо, считает эксперт. А следовательно, в выигрыше тот, кто готов платить больше и больше, и так до тех пор, когда почетные свободные места на парковках смогут себе позволить только финансово обеспеченные жители города.
То, что не смотря на это в российской столице и по сей день существует множество улиц, на которых парковочного места с лихвой хватает всем, а при более рачительном подходе к городским территориям места для парковки за пределами ТТК можно найти еще вагон и маленькую тележку, пусть останется на совести эксперта.
Куда важнее другое: следование нынешней логике столичных властей никак не подразумевалось президентом РФ, который 17 декабря 2015 года на своей пресс-конференции на вопрос о платных парковках в Москве ответил буквально следующее: «Во всех крупных мегаполисах решить проблему не удаётся иным способом, кроме как введением платных парковок. Конечно, здесь тоже здравый смысл должен быть во всём, нужно смотреть не только на то, что делать, но и как делать, и вот эти ценники нужно выставлять, исходя из реалий».
То есть цены на парковку, по мнению главы государства, должны устанавливаться с учетом платежеспособности всех жителей, никак не ущемляя прав и свобод менее обеспеченных и социально незащищенных слоев населения. Вместо этого в середине ноября стало известно, что с декабря на 133 улицах стоимость платной парковки повысится до 200 рублей в час, а зона платной парковки расширится ещё на 200 улиц.
Также со 2 декабря увеличиваются цены не только на почасовую парковку, но и на парковочные абонементы. Самый простой вариант, позволяющий хранить машину в течение месяца в зоне между ТТК и Садовым кольцом, подорожает почти вдвое — до 15 тыс. руб. Самый дорогой годовой абонемент, позволяющий парковаться везде, теперь будет стоить 300 тыс. руб. В новой зоне с новым 200-рублевым тарифом абонементы действовать больше не будут.
Мундепы за платные парковки
Параллельно в конце октября — ноябре этого года в управах столицы прошла серия заседаний советов муниципальных депутатов по вопросу рассмотрения спущенных из департамента транспорта предложений о введении платных парковок в отдаленных от центра и ТТК районах Москвы. Собственно, и полномочий у местных депутатов-то никаких нет — официально они не наделены возможностью согласовывать новые платные парковки. Но даже свой совещательный голос, к вящему удивлению некоторых москвичей, мундепы оказались не готовы отдать в пользу своих избирателей.
Это если говорить конкретно о тех районах, в которых москвичи не поленились прийти на заседания и принести от своих инициативных групп подписанные обращения к депутатам с просьбой не поддерживать предложение департамента транспорта.
Сейчас все решения в транспортной сфере города принимаются без учета мнения и интересов жителей, поясняет ситуацию с повсеместным одобрением депутатами новой инициативы координатор Синих ведерок и один из лидеров Коалиции в защиту конституционных прав граждан Петр Шкуматов. И как не неприятно это признать, но только сами москвичи в этом виноваты. Дело в том, что их интересы должны представлять муниципальные депутаты, которых сами горожане выбирают в органы местного самоуправления. Но, к сожалению, в большинстве своем муниципальные депутаты этого не делают. В том числе из-за того, что жители вели себя пассивно и не ходили на выборы. Тем не менее даже с учетом этого факта пользоваться беспомощностью людей — это удар ниже пояса. И то, что сейчас в ряде районов нашлись активисты, которые решили организовать москвичей и как-то изменить ситуацию в пользу простых граждан, внушает надежду.
Мундеп мундепу рознь
Равнодушие — характерное качество, свойственно москвичам в целом. Именно поэтому, не проявляя почти никакой гражданской активности, часто не имея представления о том, где и когда в районах проходят заседания, публичные слушания и сами муниципальные выборы, сегодня горожане искренне недоумевают, почему так ведут себя, казалось бы, «свои» мундепы, призванные защищать интересы жителей района. В Хорошевском районе такая встреча слуг народа и жителей и вовсе вылилась в потасовку и импровизированный мини-митинг под лозунгом «Мы требуем соблюдения наших интересов».
В итоге заседание перенесли на более поздний срок, а потом при закрытых дверях приняли решение поддержать «город» и одобрить предложение департамента транспорта. Интересный тезис, поясняющий такую позицию по вопросу введения платных парковок местных органов власти, выдвинул глава совета депутатов Бутырского района, заявивший: «Мы не хотим стать пятном позора на карте города».
А вот победившие на недавних муниципальных выборах независимые депутаты района Щукино открыто заявили, что поддерживают расширение зоны платных парковок и считают его социально ориентированным проектом.
И все же не все муниципальные депутаты одинаковы. В Раменках районные народные избранники такую точку зрения не разделяют, не испугавшись стать исключением из «правил». Совет депутатов этого района в полном составе не поддержал предлагаемый к введению список новых платных улиц. Правда, к чему приведет такой от ворот поворот для района, на практике пока неясно.
Зато можно сказать точно, что вся эта история с парковками в преддверии муниципальных выборов хорошо подогревает интерес и к самим выборам, и к деятельности муниципальных депутатов в целом. Уже сейчас наиболее активные жители готовятся сменить засидевшихся на своих местах мундепов.
Нет дефицита? Будет!
Ситуация и правда выходит двоякая. С одной стороны, дефицит парковочных мест в Москве налицо и с этим нужно что-то делать. С другой — справедливость происходящего сегодня дележа по принципу, кто больше платит, тот и ездит на авто, вызывает большие сомнения.
Дело в том, что количество парковочных мест в Москве с введением платной парковки вовсе не увеличивается, а наоборот, неуклонно сокращается. Причина тому — обязательно предшествующие знакам «парковки с монетками» знаки 3.27 и 3.28 (остановка и стоянка запрещены), благодаря которым, улично-дорожная сеть теряет значительную часть тех свободных мест, где можно было не только остановиться, но даже и оставить машину на ночь. Зачем городские власти умышленно уменьшают количество и без того дефицитных парковочных мест, параллельно устраивая вселенский плач, что места для парковки в Москве недостаточно, можно только догадываться.
В итоге в городе не только формируются новые очаги дефицита парковочных мест там, где раньше его не было и в помине, но и возникает реальная социальная несправедливость. Получается, что дефицит во многом создается искусственно для оправдания высокой стоимости еще недавно совершенно бесплатных парковочных мест.
Глядя на все это, в памяти невольно всплывают слова президента о том, что «ценники нужно выставлять, исходя из реалий». Хотя, наверное, происходит это лишь у тех, чьи в недавнем прошлом незагруженные и совершенно бесплатные уличные парковки неожиданно оказались дефицитным товаром, стоящим больших денег.
В результате на ровном месте возникает ситуация, когда искусственно созданный «дефицитный товар» оказывается доступен лишь для обладателей тугих кошельков. Что и говорить, «социальная справедливость» предстает во всей своей красе.
Глубинные корни
С тем, что проблема перегруженности города автомобилями и дефицита парковочных мест на значительной части территории Москвы существует, готовы согласиться и сами противники платных парковок, всегда настроенные на конструктивный диалог. Однако диалога пока не получается.
От городских чиновников жители так и не могут услышать ответа на главный вопрос, объясняющий причину едва ли не всех транспортных проблем столицы: как быть с тем, что Москва перенаселена и, по неофициальным данным, численность населения этой огромной агломерации составляет порядка 20 млн человек?
Понятно, что при игнорировании этой глобальной проблемы, все остальные, на ее фоне будут только усугубляться. В том числе транспортные и инфраструктурные.
Однако вместо ответа слышатся лишь бодрые отчеты о строительстве в столице и ее окрестностях все новых и новых миллионов квадратных метров жилья. Не надо быть экспертом, чтобы понимать, что новые метры — это новые тысячи автомобилей на городских улицах (из целого ряда новых районов, не имеющих ни рабочих мест, ни инфраструктуры, выехать можно только на автомобиле), с которыми столь отчаянно пытаются бороться городские власти.
Круг замкнулся — решения нет.
Вопрос лишь в том, почему страдать от всего этого и платить за все это из своего кармана должны простые москвичи.
Что дальше?
Готовы ли столичные автовладельцы что-либо противопоставить происходящему? До последнего времени заинтересованные москвичи преимущественно предпочитали жаловаться на судьбу в группах в соцсетях. Митинги и выступления против расширения зоны платных парковок были редкими и малочисленными. Изменится ли что-либо сейчас, неизвестно.
Впрочем, с новым этапом расширения зоны платной парковки и при запрете парковки на целом ряде абсолютно не загруженных в транспортном плане улиц, определенная активизация столичной автомобильной общественности все-таки наблюдается. Петиция, адресованная президенту страны на сайте www.change.org, за несколько дней с момента публикации набрала более десяти тысяч подписей москвичей и продолжает набирать дальше. Коалиция в защиту конституционных прав граждан, образованная в прошлом году Синими ведерками, Автомобилистами Москвы, Центром экономических и политических реформ, депутатом Басманного района Евгением Будником, а также другими рядом депутатов всех уровней, официально заявила о проведении масштабного общегородского мероприятия на Пушкинской площади 15 декабря 2016 года. Основой его повестки станут требования изменить транспортную политику в столице как в части платных парковок, так и в целом в сфере развития дорожно-транспортной инфраструктуры и общественного транспорта.
Каковы перспективы?
Сторонников платных парковок в Москве хоть отбавляй, их текущая ситуация устраивает. Следовательно, выходить мерзнуть на уличные митинги им незачем. Выгонит ли транспортный вопрос на мороз тех москвичей, которым, по их собственному утверждению, с приходом платных парковок в районе просто негде парковать машины, насколько их будет много — большой вопрос. Трехтысячный прошлогодний митинг на Пушкинской площади для города, где зарегистрировано более 4 млн автомобилей, определенно не выглядел впечатляюще. Скорее он лишь подтвердил тезис главы Департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова о том, что раз москвичи не выходят на митинги, их все устраивает.
Изменится ли что-то в нынешней ситуации, когда платная парковка и знаки «стоянка/остановка запрещена» появились почти в каждом районе Москвы, а о своем недовольстве работой общественного транспорта не писал в соцсетях разве только ленивый, станет ясно уже достаточно скоро.