«Бирюса» входит в документальный цикл «Великие реки Сибири». Кстати, одна из картин этого же цикла, «Ангара», уже получала награду фестиваля «Россия» как лучший полнометражный фильм. В отличие от предыдущих картин цикла, «Бирюса» получилась еще как «кино про кино», которое по ряду причин не складывается и, в связи с этим, в кадре возникают различные комичные ситуации.
Несмотря на «редкую птицу» — комедию в документальном кино, в этом году фестиваль «Россия» взял курс на кино традиционное, с привычными художественными решениями и приемами. И, наверное, можно сказать, что в этом году фестиваль «Россия» полно представил Россию во всей красе — красочными видами изобиловало больше половины конкурсантов. А всяческих животных (особенно коров и собак) особо внимательный зритель даже мог насчитать в нескольких фильмах, показанных в течение одного дня. Кажется, у Евгения Гришковца в пьесе было про то, как герой ехал семь дней во Владивосток на поезде, а «пейзаж все время один и тот же…, тот пейзаж, глядя на который русский человек обязан сказать: «Боже… какая красота!».
Безусловно, в некоторых документальных фильмах, особенно на, условно говоря, «внегородские темы», без этого никуда, но справиться здесь удается уже маститым режиссерам, как Арутян Хачатрян («Бесконечное бегство, вечное возвращение»), Иван Твердовский («Корыто, лыжи, велосипед») или Андрей Осипов (его фильм «Коктебельские камешки», сделанный на студии Твердовского же «Точка зрения», был признан лучшим полнометражным фильмом).
Но здесь и обратная сторона — когда невнятная режиссура прикрывается традиционностью, и фильм уже напоминает скорее экранизированные страницы Википедии или аудиогиды по местности, что кому больше по душе — по Великому Новгороду ли («Иоанн да Марфа») или Соловкам («Свой человек на Соловках»). В последней картине, кстати, чрезмерное любование собой режиссера в кадре фильм не украшает. Этим же страдает фильм «Бомба» режиссера Владимира Тюлькина. Наверное, если бы режиссер оставил своих героев тет-а-тет, удалившись из кадра, то впечатление получилось бы более сильным. Хотя, сталкивая два абсолютно разных мировоззрения бывшего заключенного и судебного психолога, демонстрируя зрителям две реальности о тюрьмах с ракурса извне и внутри (по официально озвученной версии бывший заключенный в течение трех лет тайком снимал свою и жизнь окружающих, находясь за решеткой), зрелище и так получилось не для слабонервных.
Если не природа, то в поле зрения документалистов — беззащитные герои.
Староверы ли это, прячущие свой мир от беспристрастной камеры («Бирюса»), выжившие после страшной трагедии в Крымске («Десять сантиметров жизни», режиссер Анна Яновская), репрессированные, но не потерявшие достоинства («Дом военных. Ускользая из стальных объятий», режиссер Игорь Григорьев), малоимущие или бродяги («Обед в Липовке», режиссер Линас Микута), бродячий художник («Перекресток», режиссер Анастасия Мирошниченко), женщины, ищущие счастья в чужой стране («Вьетнамские жены для китайских мужей», режиссер Ли Шань), или дети, донельзя искренние в кадре («Земляки», режиссер Павел Мирзоев) и другие.
Фильм Павла Мирзоева, отчасти построенный на зрительской реакции, как и фильм президента Гильдии неигрового кино, режиссера Евгения Григорьева «В ожидании варваров» невольно отсылают к двум знаменитым документальным картинам, где мы оцениваем происходящее, наблюдая за эмоциями на лицах — это «Старше на 10 минут» Герца Франка и «Взгляните на лицо» Павла Когана. В «Земляках» Мирзоеву удалось зацепить более серьезную и глубинную тему в кадре, чем дети, впервые посмотревшие картины знаменитых земляков — «Зеркало» Андрея Тарковского, «Я шагаю по Москве», поставленного по сценарию Геннадия Шпаликова и «Сказка сказок» Юрия Норштейна. Дети у Мирзоева искренни и непосредственны, и этим они тоже беззащитны. Кто-то из них мечтает уехать из маленьких сел и городков, кто-то напротив остаться, девиз девочки, у которой папа работает в тюрьме, где сидел знаменитый олигарх, «доминируй, властвуй, уничтожай», кто-то из детей мечтает стать уборщицами, продавщицами, «как мама», а некоторые мечтают поехать в Египет, потому что никогда не видели моря. Но при этом они рассказывают о своих друзьях, первых влюбленностях и впечатлениях от фильмов, которые, может быть, они поняли даже больше, чем взрослые при первичном просмотре.
Несмотря на то, что в этом году у «России» рекордное количество дебютантов — 10 из 32 участников, провокативных и интригующих доков среди них мало. Пожалуй, роль новатора на себя в какой-то степени взял единственный представитель Школы Марины Разбежкиной в конкурсе — Аскольд Куров, чей фильм «Ленинленд» был отмечен призом прессы. Начиная от двоякого названия, режиссер достаточно иронично осмысляет прошлое, но в то же время относится с симпатией к героям-сотрудникам музея, которые всячески сопротивляются процессу коммерциализации и держатся за прочно въевшиеся в их мировоззрение идеи коммунизма. Кстати, пару лет назад Куров участвовал со своей дебютной картиной «25 сентября» в конкурсе фестиваля «Россия», но тогда наградами отмечен не был.
Впервые члены жюри в этом году выбрали сразу двух лауреатов в номинации «лучший дебют» — видимо, все же большое количество дебютантов сделало свое дело и осложнило выбор. Генеральный директор фестиваля Георгий Негашев пошел навстречу просьбам жюри, а член жюри, режиссер Виктор Лисакович пошутил — «нам всего-то пришлось немного поумолять».
Возможно, Анастасия Мирошниченко («Перекресток») и Ли Шань («Вьетнамские жены для китайских мужей»), отмеченные как лучшие дебютантки, станут новыми именами, открытыми фестивалем «Россия», но в свое время это были режиссеры, ищущие нестандартные пути решения в своих работах, как Мария Кравченко, Иван И. Твердовский, Таисия Решетникова, Александр Габрильян и другие авторы. Герои документального кино все по-своему беззащитны, как и все мы, скрывая наш страх быть беззащитным за цинизмом и сарказмом. Но, что большая манипуляция, когда в кадре непосредственный ребенок или художник, живущий на вокзале, или выстраивание и реконструкция пространства на основе реальной идеи?
О необходимости смены концепции, но без радикализма, говорил и председатель отборочной комиссии Андрей Шемякин на финальной пресс-конференции. Однако, члены жюри, казалось, остались довольны и благодарили отборщиков и организаторов фестиваля. Председатель жюри, культуролог, киновед, отборщик Московского Международного кинофестиваля Кирилл Разлогов даже посетовал, что призов не хватало, и поэтому они с коллегами по судейству рады, что некоторые из картин наградили специальными призами партнеры фестиваля.