Военное дело

Подводная лодка в степях Украины

0 7422

На фоне всеобщего западного психоза по поставкам киевскому режиму новых вооружений, включая американские «Abrams», германские «Leopard» и британские «Challenger» прозвучала информация про подводные лодки. Её вбросил в социальные сети бывший посол в Германии, а ныне заместитель министра иностранных дел Украины Андрей Мельник.

Речь шла о немецких U-Boot-Klasse 212/212А. Мечтать, конечно, не вредно, но подводная лодка — это всё же не танк, который умеет ездить под водой, правда не глубоко. До известных событий 2014 года в составе военно-морских сил Украины (ВМСУ) была подводная лодка проекта 641 в единственном экземпляре, а вот школа подводного плавания так и не «открылась».

Дизельный атомоход «Foxtrot»

Подводная лодка U01 «Запорожье» (укр. «Запоріжжя») была построена в Ленинграде в 1970 году по проекту 641 (по классификации НАТО –«Foxtrot») и получила тактический номер «Б-435». По своему времени это были самые удачные в своём классе корабли.

Строились они в период с 1957 по 1983 годы. Всего было построено 75 единиц, в том числе 17 на экспорт в военно-морские силы Польши, Индии, Ливии и Кубы. За способность длительно находиться на боевой службе в море их называли «дизельными атомоходами» (автономность до 90 суток). Дальность хода в надводном положении на скорости 8-9 узлов до 20000 миль, в подводном положении на скорости 2 узла до 240 миль (5 суток). Водоизмещение 1952 тонны надводное/2475 тонн подводное. Длина 91,3 метра. Ширина 7,5 метра. Осадка 6 метров. При скромных размерах лодка имела десять торпедных аппаратов калибра 533 мм (6 в носу и 4 в корме) и могла брать на борт 22 торпеды или 32 морские мины, что соизмеримо с современными атомными субмаринами.

Четыре лодки данного проекта («Б-4», «Б-36», «Б-59» и «Б-130») в тяжелейших условиях участвовали в операции «Кама» в период Карибского кризиса, о чём «Ридус» уже писал. В составе ВМФ СССР (Северный и Черноморский флоты) корабль совершил 14 боевых служб в Атлантическом океане, Средиземном и Баренцевом морях.

На момент передачи Украине в 1997 году кораблю исполнилось 27 лет, что уже было предельным для данного проекта. Несмотря на то, что в 1995–1996 годах лодка проходила ремонт на 13-м СРЗ Черноморского флота, после вхождения в состав ВМСУ она была отправлена в док в Балаклаву, где находилась до 2003 года. Там состоялся даже её торжественный спуск на воду, но, как оказалось, без аккумуляторной батареи.

Батарея была закуплена у греческой компании Germanos S.A. и не подошла для установки по габаритным размерам элементов и клеммам. По служебной необходимости несколько раз ездил в Севастополь в командировку.

В 2004 году довелось видеть эту аккумуляторную батарею составленной на пирсе под навесом и охраной украинских матросов. В общей сложности восстановление технической готовности корабля и подготовка экипажа продолжались семнадцать лет — до 2012 года.

U01 «Запорожье» 28 июля 2013 г. под Андреевским флагом и флагом ВМСУ

С марта 2012 года U01 «Запорожье» начала осуществлять краткосрочные выходы в море и даже один раз погрузилась на перископную глубину. Дважды она принимала участие в совместных российско-украинских морских парадах на День ВМФ и учениях «Фарватер мира» (2012 и 2013 гг.).

На учениях с её участием отрабатывалось спасение экипажа с затонувшей подводной лодки, но условно, стоя у пирса. 28 июля 2013 года наблюдал U01 «Запорожье» на ходу во время парада с трибуны у Графской пристани. На этом величайшие достижения украинских подводников закончились и в память об их подводных силах остался только значок.

Фотография знака подводных сил Украины.  Из личной коллекции автора

По данным из информационных источников в марте 2014 года только 29 человек личного состава экипажа согласились уехать из ставшего российским Крыма в Украину, остальные остались служить Российской Федерации. За прошедшие девять лет о подводном кораблестроении в Киеве вопрос не поднимался. Оставшаяся в Севастополе подводная лодка подлежит утилизации. Так что вместе с U01 и остатками её экипажа исчезла в степях Украины так и не родившаяся школа подводного плавания.

Германский U-Boot возвращается в Чёрное море?

Что же предлагает господин Мельник? В боевом составе ВМС Германии имеется шесть подводных лодок Type U-212/212А (по нем. U-Boot-Klasse 212), которые строились и вводились в боевой состав в период с 1998 по 2016 год. Опыт подводного кораблестроения и применения подводных лодок Германии хорошо известен ещё со времён Первой мировой войны. Следует признать, что это одна из лучших современных субмарин в своём классе.

Особенностью лодки является воздухонезависимая главная энергетическая установка (при наличии двух серебряно-цинковых аккумуляторных батарей по 144 элемента в каждой), работающая в автоматическом режиме без обслуживания личным составом. Это даёт возможность иметь скорость надводного хода до 12 узлов, подводного до 20 узлов, дальность плавания в надводном положении на скорости 8 узлов до 9200 миль, в подводном положении на скорости 3 узла до 1440 миль (20 суток).

Имея сравнительно небольшие габариты (длина       55,9 метра, ширина 7 метров, осадка 6 метров) и водоизмещение 1450 тонн надводное/1830 тонн подводное, при шести носовых торпедных аппаратах калибра 533 мм она несёт 12 торпед или до 24 донных и до 36 якорных мин вместо торпед. Может иметь в боекомплекте противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) «Triton». Высокая автоматизация позволяет обслуживать корабль экипажем численностью всего 27 человек. Вот одну из них господин Мельник и предлагает передать Украине.

Германская подводная лодка U-Boot-Klasse 212/212А

Следует отметить, что украинский политик явно не в курсе некоторых нюансов. Во-первых, подводная лодка, как уже говорилось — не танк и на подготовку её экипажа, не зависимо от численности, по личному опыту понадобится не один, не два и даже не шесть месяцев, как это было у немцев во время войны.

От момента спуска серийной U-Boot-Klasse 212/212А на воду до момента ввода её в строй уходило до трёх лет при отлично отлаженной школе подводного плавания, то есть уровня обучения и подготовленности экипажей.

Даже если учесть, что после спуска на воду при хвалёной немецкой организованности корабль ещё в течение года доводится у причальной стенки завода и проходит испытания, чего не требуется для украинцев, всё равно много получается. А это, как заявил Зеленский, «если танки не доставят до августа-сентября, то будет уже поздно».

Конец то приближается…

Во-вторых, Турция не пропустит украино-германскую U-Boot в Чёрное море через проливы Дарданеллы и Босфор под любым флагом. А под украинским она станет законной целью для сил российского ВМФ уже при выходе за пределы территориальных вод ФРГ и переходе вокруг Европы.

По иронии судьбы такой вопрос уже стоял перед немецко-фашистским командованием в марте 1941 года. Ещё более примечательно то, что в составе румынского флота — союзника Германии, в то время имелась одна подводная лодка под названием «Delfinul», которую также предполагалось задействовать на коммуникациях в Чёрном море против советского судоходства и сил нашего флота. И сейчас у них есть одна субмарина с таким же названием проекта 877Э советской постройки (в составе ВМС Румынии с 1986 года). Базируется в порту Констанца, но из-за недостаточного финансирования уже более 27 лет находится в резерве (с 1995 года).

Тогда ещё не был построен канал между Рейном и Дунаем и известный внутренний европейский водный путь не работал. Тем не менее, шесть германских и столько же итальянских подводных лодок оказалось на черноморском театре военных действий. Итальянские сверхмалые подводные лодки СВ-1 — СВ-6 (водоизмещением всего 45 тонн) были перевезены по железной дороге из Специи в Констанцу с 25 апреля по 2 мая 1942 года. После выгрузки и приведения в боеготовое состояние с 5 по 11 июня они перешли в Ялту.

Немецкое командование выбрало для передислокации малые подводные лодки серии IIB постройки 1935–1936 гг. Водоизмещение надводное 279 тонн/подводное 328 тонн. Длина 42,7 м, ширина 4,08 м, высота 8,6 м, осадка 3,9 м. Как видно, по сравнению с U-Boot-Klasse 212/212А, размерения скромные. Для перевозки одной такой от Киля в Констанцу комбинированным способом требовалось от 4-х до 6-ти месяцев.

Германская подводная лодка серии IIB, уложенная «на бок»,  на транспортировочном понтоне для перевозки по Эльбе

Комбинированный способ подразумевал, что сначала необходимо преодолеть путь по Эльбе на понтонах, потом из Дрездена в Ингольштадт на колёсных платформах с помощью автотранспорта и затем опять на понтонах по Дунаю. При этом, лодки укладывались «на бок» с целью уменьшения речного и автомобильного габарита по высоте для прохождения под мостами.

Транспортировка подводной лодки серии IIB по автодороге

С подводной лодки снимались дизели, электромоторы, аккумуляторные батареи, срезались боевые рубки с ограждениями. Потом это всё надо было снова собрать, наладить, проверить.

Конструкцию подводных лодок 30-х годов прошлого века и современных субмарин сравнивать, по меньшей мере, не корректно. «Потрошить» уже построенную U-Boot-Klasse 212/212А никто не будет. Самостоятельно по внутреннему водному европейскому пути Рейн-Майн-Дунай она не пройдёт по осадке. Транспортировать можно в плавучем доке.

Такой опыт имеется в нашей стране, но и здесь станет препятствием полезная высота под мостами на шлюзах Дуная, которая в некоторых местах не превышает 7-8 метров (Регенсбург — 6,15 м; Кахлет — 6,96 м; Йохенштейн — 7,76 м; Перзенбейг — 7,66 м и т. д.). Танки на барже пройти могут, а вот подводная лодка — нет. Именно по этой причине самоходные и несамоходные суда на Дунае и других реках старой Европы имеют «приземистый вид».

Так что германский U-Boot в Чёрное море не вернётся!