Однажды, я спускал по экскаватору в петербургском метро и рекламные стенды, где обычно находились всякие коммерческие предложения от стоматологов, туристических агентств и прочих, заменили на стихи поэтов.
Я не знаю было ли приурочено это специально к какой-нибудь праздничной дате или просто рекламные места никто не купил, но сам факт впечатлял. Я даже порадовался, что у нас в городе поэзия буквально встречается на каждом шагу, а не только в качестве табличек на домах. Тут стоит вспомнить и тематические вагоны метро, посвященные литературе, истории и памятным событиям. Мне кажется, что такая практика идет только на пользу. Нужно больше аналогичных мероприятий или акций. Но, в реальности получается совершенно иначе.
В Петербурге решили закрасить граффити с изображением Даниила Хармса на доме, в котором он прожил почти 16 лет вплоть до своего ареста. Постановление выдал 26 октября Дзержинский районный суд города.
Многие подобные арт-объекты Северной Столицы уже были закрашены, но изображению писателя-авангардиста удавалось избежать уничтожения. Оно появилось в 2016 году, когда его нарисовали на стене уличные художники Паша Кас и Павел Мокич.
До 20-х чисел ноября изображение классика отечественной литературы Даниила Хармса должны стереть, уничтожить, закрасить…. называть можно как угодно, но суть в том, что вместо сохранения чего-то оригинального, у нас стремятся к сомнительному порядку и обезличенным стандартам. Что это? Нежелание проявлять креатив, отсутствие гибкости, бюрократические особенности наших дней? Понять рационально трудно.
Конечно, никто не хочет учитывать того, что за несколько лет — это место превратилось в одно из неофициальных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Оно ведь «неофициальное», а значит можно не церемониться. Вот так в преддверии 80-летия со дня смерти автора планируют поступить с памятью о нем.
Если граффити с Хармсом закрасят, то катастрофы не произойдет, мы так же будем просыпаться и идти на работу, заниматься своими делами, но одна из частичек нашей отечественной культуры перестанет существовать. Так, лишаясь по крупицам своей собственной культуры, мы как раз и можем потерять свою индивидуальность среди множества культур и народов. Если вам кажутся мои слова высокопарными, а образы преувеличенными, то вы ошибаетесь.
Поскольку мы с вами избиратели, то наша обязанность указывать на погрешности в его работы. Мы сами с вами не заметим, как станем духовно беднее. Вчера закрасили Бродского, сегодня Хармса, послезавтра сократят школьные часы по литературе. Это всё взаимосвязано, не думайте, что где-то убавилось, а где-то прибавится. Государственный аппарат – это механизм, который работает по своим законам. Именно поэтому, я не мог не поддержать флэшмоб, организованный участниками Чемпионата поэзии им. В. В. Маяковского. Его участники выкладывают в социальных сетях публикации с хэштегом #поэтызахармса. Они размещают на своих страницах стихи, посвященные портрету Хармса и уже появился сборник окликнувших поэтов. Можно под хэштегом просто оставить свое мнение о возникшей ситуации.
Например, сотрудник научного отдела Государственного Эрмитажа, искусствовед и арт-критик Александра Коншакова вполне доступно рассказала о художественной ценности арт-объекта:
За несколько дней сотни писателей откликнулись, достаточно посмотреть на количество публикаций в какой-нибудь из соцсетей. Их количество растет. Остается только надеется, что акция привлечет внимание общества, а портрет поэта Даниила Хармса удаться сохранить для нас.