Причиной бедствия россиян в море Росса, о котором сообщил SOS рыбаков, стала 40-сантиметровая пробоина на полтора сантиметра ниже ватерлинии, - результат столкновения рыболовного судна СРТМ "Спарта" с льдиной вечером в четверг.
В юго-восточной части моря Росса СТРМ промышлял клыкача, - рыбу семейства нотатениевых, добыча которой считается одним из самых технически сложных видов рыболовства в мире.
Заведующий консульским отделом посольства РФ в Новой Зеландии Валерий Мартынов сообщает, что никто из экипажа "Спарты" не пострадал.
Предприняв меры к спасению, - подготовив спасательные плоты и гидрокостюмы, - команда не стала покидать судно, а подвела к пробоине брезентовый пластырь и начала откачку воды, из-за поступления которой крен судна достиг 13 градусов.
"Поступление воды в трюм остановить не удается. На судне находятся 32 человека, включая двух научных наблюдателей: российского и украинского. В настоящее время с судна на воду спущены все имеющиеся спасательные плоты; они под бортом, в них высадилась часть команды, включая научных наблюдателей. Оставшаяся часть команды борется за живучесть судна", – сказал "Интерфаксу" руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.
На постоянной связи с терпящими бедствие находится Спасательная служба Новой Зеландии (RCCNZ). Новозеладское спасательное судно "Сан Аспайринг", - единственное обладающее нужным ледовым классом, - направляется в море Росса, однако успеет к россиянам не ранее, чем через четыре дня.
В качестве альтернативы спасатели RCCNZ рассматривают возможность доставки авиацией дополнительных насосов команде "Спарты": перераспределив поступившую воду из одних отсеков в другие, есть шанс поднять пробоину над водой и залатать ее своими силами. Капитану судна известно о советском еще прецеденте, когда приподнятую таким образом пробоину залатали ледяной пробкой.
Периодические облеты траулера совершает самолет "Геркулес"с американской антарктической станции "Мак-Мурдо", - по его фото сейчас прокладывают маршрут через льды для судов, идущих на выручку.
Помимо новозеландского спасателя "Сан Аспайринг", на помощь "Спарте" движется судно "Чийо Мару N3", однако его путь прегражден льдами, и время его прибытия на место крушения пока невозможно определить, - оно в 290 милях от россиян.
Норвежское рыболовное судно, находящееся всего в 19 морских милях от "Спарты", не может оказать судну помощь, так как его путь также преграждают тяжелые льды, - судя по космическим снимкам, ледовое покрытие в районе происшествия составляет около 95%.
На борту "Спарты" (порт приписки - Петропавловск-Камчатский; судовладелец ООО "АНТЕЙ") около 200 тонн топлива. Угроза разлива существует в том случае, если судно затонет.