Общество

Погуляли и проконтролировали

21 434

Солнечный полдень майского воскресенья как нельзя лучше подходит для чтения увлекательной книги современного писателя-утописта или погружения в беспредельно мудрую классическую литературу. Синее небо, цветущие растения, средней силы ветерок, свободная лавочка в уютном скверике, приятный шелест бумажных страниц и буквы, слова, фразы, отчетливо выведенные черным шрифтом – прекрасный способ отдохнуть от мирской суеты, грязной рутины и вечных дел. Особенно это касается жителей столицы. Ничто не может так отвлечь, расслабить и, одновременно, дать пищу для размышлений, как чтение. В это воскресенье жители Москвы получили возможность не просто погрузиться в мир, рисуемый писателями и поэтами в их произведениях, а вместе с ними, объединившись ради общего дела, совершить благородный поступок. Получили возможность заявить о своем законном праве, вольготно перемещаться по городу с символом свободы, белой лентой.
Все мы уже давным-давно поняли, что миф о «самой читающей стране в мире» ушел вместе с эпохой красных флагов, бурного «первомая» и октября. Изменилась жизнь, изменились люди. Мы не стали читать меньше, нет, просто сейчас мы имеем больше возможностей получать информацию. Не только из книг и энциклопедии, но и из других широких и интересных источников.
Сегодня эта мысль вновь была подтверждена. Мы стали свидетелями торжества слова и мысли. Самые известные, читаемые и любимые всеми российские писатели и поэты провели акцию под названием «Контрольная прогулка». В их планах было совершить мирную прогулку от памятника «нашего всего», А.С. Пушкина, до монумента еще одному известнейшему писателю и драматургу 19 века, А.С. Грибоедову ( который в итоге был заменен на символ гражданского движения, памятник казахскому поэту и мыслителю Абаю Кунанбаеву ). Количество тех, кто участвовал в шествии, было просто ошеломляющим. Все ожидания были превышены: в акции приняло участие около 10 тысяч человек. На акции присутствовали писатели Людмила Улицкая, Михаил Веллер, Григорий Чхартишвили, Дмитрий Глуховский, Дмитрий Быков, журналисты Сергей Пархоменко и Юлия Латынина, поэт и певец Андрей Макаревич – и это далеко не полный список самых уважаемых и почитаемых многими людей. Именно эти люди – истинный цвет, лицо нации, а не Стас Михайлов, Тимати и Дарья Донцова.
Фотографии, репортажи и отчеты с «Прогулки» можно найти где угодно, и я не буду распространяться на эту тему, тем паче, что на шествии я отсутствовал. Во время шествия я был на Чистых Прудах и ждал всех именно там.

Среди самых первых «Гуляющих», пришедших к памятнику Абая, был депутат государственной Думы Дмитрий Гудков. Вокруг него суетились блогеры и несколько журналистов. В начале сквера я присоединился к этой «голове колонны». Депутат от эсеров говорил о значении акции, о сути протеста и обсуждал с окружающими драконовский законопроект ЕдРа об ужесточении наказания за «нарушение правил проведения демонстраций». Согласно этому документу граждане, задержанные органами внутренних дел во время массовых акций, должны будут выплатить штраф в какие-то смехотворные ПОЛТОРА МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ. Также Гудков младший, до того, как мы дошли до памятника Абаю, успел призвать всех присутствующих на акцию, назначенную на 15 мая (18:00) у здания Госдумы, что, в последствие, делал неоднократно. По прибытии монументу знаменитому казахскому поэту и мыслителю Дмитрий Гудков попросил собравшихся освободить проход для писателей и немного подождать их.


Люди все прибывали и прибывали, и ожидание не оказалось слишком долгим, ибо его скрасили речи Ильи Пономарева (который на момент прибытия первой группы во главе с Гудковым младшим был в лагере «ОккупайАбай») и господин Ампилов, член КПРФ. Илья Пономарев на пару с Дмитрием Гудковым говорили о создании штаба поддержки массовых акций и предложили проведение такой акции аккурат 12 июня, в День России. Также ими был поднят вопрос об Общественном телевидении. «Мы планируем создать общественное телевидение снизу, телевидение без башен и цензуры. Мы сможем сделать телевидение, которое наберет максимальное количество просмотров в интернете и затмит нынешние центральные телеканалы».

Внезапно послышался голос господина Ампилова, который забрался на ступень памятника и вещал что-то о необходимости проведения честных и открытых выборов. Никто его всерьез не воспринял, однако Яшин и Гудков попросили сохранить спокойствие и выслушать его.

Прошло минут 20-30, и где-то в центре толпы появился первый участник «контрольной прогулки», журналист Сергей Пархоменко. Он начал искать своих коллег-писателей, используя метод призыва снегурочки на новогодней елке.

Вслед за Сергеем Пархоменко к монументу вышел писатель Грагорий Чхартишвили, известный под псевдонимом Борис Акунин. Тут же собравшиеся начали благодарить писателя за его общественную и литературную деятельность и скандировать «Спасибо!». Григорий Шалвович поблагодарил публику и сказал пару слов о значении сегодняшней акции: «Смысл прогулки очень простой: сказать власти, что она должна нормально обращаться с людьми».

Под громкие овации у монумента Абаю Кунанбаеву появился и Дмитрий Глуховский, автор дилогии «Метро», а также замечательного сборника «Рассказы о Родине».

Лишь один эпизод не вписался в программу сегодняшнего знаменательного события. Мужчина, которого еще в начале акции заметил Илья Пономарев и крикнул: «Сегодня тоже с помидорами пришел?», но так и не получил ответа, бросил пару томатов прямо в великого и ужасного Абая Кунанбаева ( да простят меня его почитатели ). Сергей Пархоменко отшутился: «Опять не попал!» и акция продолжилась в прежнем темпе. Возмутителя спокойствия задержали.

Через некоторое время после этого происшествия я услышал позади приятный голос женщины: «Пожалуйста, разрешите пройти, я журналист». Будучи человеком воспитанным, я слегка отстранился и позволил даме встать впереди, но вдруг увидел, что за ней следует грузный оператор с камерой, на которой была невзрачная наклейка «НТВ». Стоявшие рядом мужчины с искренней улыбкой на лице шутили: «А вы не из «НТВ» случаем?». Как изменились их лица, когда они узнали, что это действительно сотрудники «НТВ», просто невозможно описать словами. Тут же улыбки исчезли с их лиц, и, расправив плечи, они не пускали объемного оператора вперед. Как ни старалась бедная корреспондент протащить за собой своего коллегу, все было тщетно. Постояв минут 10 и проведя полемику со всеми окружающими, сотрудница самого грязного канала отечественного телевидения покинула толпу. Оператор простоял немного дольше, так как ему все же надо было записать материал для новостей. Вдруг к нему подошла пожилая женщина и поделилась с ним своими впечатлениями о канале: «Вы самый грязный и паршивый канал! Вы продались Путину за 30 серебряников! Вы позор нашей страны! Я принесла вам печенье, чтобы вы не померли с голоду, и мелочь. Хотя вы даже этого не заслуживаете!» - люди вокруг одобрительно закивали. Оператор точно также тихо ушел подальше со стеклянным выражением лица.


Так же у памятника выступал депутат Госдумы от эсеров, господин Гудков старший. Он осудил все тот же законопроект едроссов и произнес довольно внушительный монолог о других серьезных вопросах.

Самым последним из писателей к памятнику Абая Кунанбаева пришел автор популярного проекта «Гражданин поэт» Дмитрий Быков. Вначале он спокойно стоял в толпе, раздавал автографы и разговаривал с собравшимися. Но затем его быстро «вычислил» Сергей Пархоменко и призвал пройти к монументу, на что Быков ответил, что он «с народом», и ему «и так хорошо».

Все же через некоторое время поэт поднялся на постамент. Оказалось, что он пришел не один, а с очаровательной крысой, которую он незамедлительно показал публике, за что получил порцию громких аплодисментов. Просьбу собравшихся прочесть какое-нибудь стихотворение он отверг, но это не омрачило столь яркого события. После непродолжительной речи Дмитрия Быкова, акция завершилась и народ начал постепенно расходиться.

В итоге писатели добились того, чего хотели. Они проверили доблестную полицию на соблюдение ей правил и законов. Доказали, что гулять с белой лентой можно совершенно свободно. И позволили людям ощутить момент единения «творца» и уважаемого им читателя.