Кино

Поймай меня, если сможешь: рецензия на триллер «Мизантроп»

0 14692

Для жителей Балтимора (штат Мэриленд) новогодняя ночь обещала только веселье и хорошее настроение. Но праздник омрачил снайпер, убивший во время запуска фейерверков почти три десятка человек. Эленор Фалко — молодая патрульная — оказалась на месте преступления одной из первых. Многие считают её сумасшедшей — какой нормальный человек побежит 17 этажей без противогаза навстречу горящей квартире, из которой стрелок производил выстрелы, чтобы потом чуть не умереть от угарного газа? Но следователь Ламмарк из местного отделения ФБР уверен: только она одна способна помочь ему найти убийцу-социопата.

То, что режиссёр и сценарист Дамиан Сифрон рано или поздно объявится на прицеле у голливудских студий, было понятно уже давно, уж слишком громким был успех альманаха «Дикие истории», вышедшего в 2015-м. На территории остросюжетных историй 47-летний аргентинец чувствует себя превосходно, поэтому сомневаться в том, что будет интересно, не приходилось. На главную роль он взял Шейлин Вудли, известную зрителю по незавершившейся франшизе «Дивергент» и сериалу «Большая маленькая ложь». В подмогу ей работает Бен Мендельсон. Этого австралийского актёра вы можете вспомнить по злодейским ролям в фильмах «Первому игроку приготовиться» и «Робин Гуд: Начало».

Шейлин Вудли играет в фильме патрульную Эленор — типичную одиночку, укрощающую своих демонов благодаря помощи людям.©️ «Вольга»

Стоит сказать, что стиль нуар сейчас явно переживает подъём среди режиссеров, занимающихся жанром. Здесь мешаются черты старого доброго «Макса Пэйна» (игры, не экранизации от Джона Мура, прошу заметить) и скандинавских остросюжеток, но при этом с выглаженной голливудской картинкой. Режиссер отлично управляется с визуальными средствами, саундтреком и сюжетом, тем самым создавая атмосферу, за которую многие из нас так любят триллеры.

Напряжение с самого начала долбит по голове обухом. Ощущение, что снайпер скрывается где-то за пределами кадра, а тишина настолько пугает, будто любой из появившихся на экране может схлопотать в следующую секунду безо всяких предисловий. Что движет им? Вспоминается первый «Крик» и слова Билли Лумиса: «Страшнее всего, когда нет никакого мотива». И здесь с идеями Уэса Крейвена Дамиан Сифрон не пытается спорить. Наоборот, доказывает нам это. А раз так, то следующий его шаг никому не предугадать.

Джован Адепо (посередине) откровенно теряется на фоне основного дуэта. И это неудивительно.©️ «Вольга»

Картина целиком и полностью держится на дуэте героев Вудли и Мендельсона. «Мизантроп» — их бенефис и звёздный час. Если честно, то казалось, что карьеру Вудли похоронил «Дивергент», а Мендельсон никогда не выберется из амплуа плохих парней. Здесь же всё переворачивается с ног на голову, а персонажи оказываются куда глубже, чем кажется на первый взгляд.

Эленор Фалко в исполнении Вудли поначалу кажется абсолютно безжизненной и серой, как и Балтимор, на фоне которого рвутся праздничные фейерверки. Кажется, что со времен экранизаций Вероники Рот Шейлин так и не научилась хоть как-то меняться в лице. Но потом перед нами предстает героиня, чьи демоны могут оказаться куда страшнее тех, что обуревают человека со снайперской винтовкой. Или же нас всех съедает одна и та же боль? Фильм ищет ответ в каждом из героев, появляющихся на экране, даже тех, что мелькают на пару минут. Что толкает человека на разрушения? И что бьет больнее — самоуничтожение или месть другим?

Герой Бена Мендельсона — принципиальный правдоруб. А таким препоны ставят все кому не лень.©️ «Вольга»

Выходя за рамки детективной линии, «Мизантроп» весь второй акт не боится открыто критиковать ни современное общество, ни политическую двуличность, ни систему правопорядка, которая оказывается настолько запутанной и сложной, что кажется, будто все её винтики только и делают, что мешают друг другу вместо того, чтобы помочь. И здесь вовсю блистает Ламмарк в исполнении Мендельсона. Вот он, замкнутый круг любого ответственного лица: тебе приходится играть по чужим правилам, чтобы остаться на своём месте, но иногда принципы меркнут перед лицом интересов со стороны сильных мира сего. И приходится делать выбор, который не устроит никого.

Фильм медитативен, что не отнимает у него ни эффекта неожиданности, ни нагнетания саспенса. Но благодаря тому, что середина упорно сосредотачивается на копании в политических передрягах и амбициях высшего руководства разведывательного управления, в какой-то момент создатели вспоминают, что детективная линия является основной и надо врубать третий акт. Поэтому и кажется, что разгадка наступает слишком резко. На объяснение мотивов, наоборот, создатели не жалеют времени, а с каждой следующей минутой остается только гадать, есть ли хоть какой-то шанс на то, что герои выживут после встречи с просчитанным убийцей.

Последние минуты фильма показывают: переломить систему мало кому удаётся, что не мешает иной раз оборачивать её в свою пользу.©️ «Вольга»

Что же в итоге? «Мизантроп» представляет собой классический крепкий триллер в стиле «Клетки» и «Молчания ягнят». Дамиану Сифрону удалось склепать на удивление грамотный, но до странного простой образчик жанра — экспериментировать режиссер явно не решился (или не дала студия). В один ряд с приключениями Ганнибала Лектера «Мизантропа» не поставить (не хватит изощренности), но для любителей жанра — хороший повод посетить кинотеатр. Особенно при условии, что у фильма есть своя атмосфера и действительно непредсказуемый ход сюжета. То, что до нас в нынешних обстоятельствах долетают образцы действительно большого кино, не может не воодушевлять.

«Мизантроп» — в кино с 20 апреля.