Экономика

Поколение Z хочет быстро разбогатеть, и выбирает для этого неожиданные пути

0 3032

Тони Мармо училась на риэлтора лишь затем, чтобы помочь своему парню купить дом, но быстро поняла, что любит эту профессию. Продажа домов оказалась более подходящей для её открытого, энергичного характера, чем изучение международного бизнеса, которому она отдала три года, прежде чем бросить учёбу, или позиция парикмахера, где она предпочитала продавать продукты, а не заниматься укладкой. Оставив и то, и другое, в прошлом году она перешла в сферу недвижимости.

«Чтобы стать настоящим предпринимателем, не нужно учиться в колледже. У тебя это уже есть. Это просто в твоём теле», — сказала Мармо в интервью Business Insider.

По данным Национальной ассоциации риелторов (NAR) за 2024 год, типичный американский риелтор — это 55-летняя белая женщина, окончившая колледж и владеющая собственным домом. Но Мармо к ним не относится. Ей 24 года, у неё 40 тысяч подписчиков в TikTok. Она высмеивает стереотипы своего поколения и использует их для привлечения клиентов в своём родном штате Нью-Джерси. По её словам, ей это нравится, потому что, как и других представителей поколения Z, её не устраивает стандартный рабочий день в офисе с 9.00 до 17.00.

«Вы работаете на кого-то другого, чтобы он зарабатывал деньги, но при этом вы вкладываете в работу больше всего сил, — говорит Мармо о корпоративной карьере. —Если вы можете вложить столько же сил в себя, почему бы этого не сделать?»

Некоторые зумеры, такие как Мармо, отказываются от высшего образования в пользу работы, которая избавит их от необходимости сидеть за компьютером, позволит быстрее пополнить банковский счёт и, как они надеются, переживёт бум искусственного интеллекта, который уже начинает менять некогда востребованные профессии, такие как программная инженерия, консалтинг и маркетинг.

Одни переходят на работу «синих воротничков», например, в сфере обслуживания систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха и установки ветряных турбин. Другие пытаются открыть собственное дело. Третьи видят привлекательность в лицензированной работе «белых воротничков», например, в сфере недвижимости или страхования.

Свобода от жесткого графика и отсутствие зарплатного потолка

Это изменение в сфере лицензирования происходит медленно, но набирает обороты. Доля риелторов моложе 30 лет выросла с 1% до 4% в 2024 году, согласно данным NAR, и достигла 3% в 2025 году. Среди страховых агентов средний возраст руководителя, владеющего 20% или более акций своего агентства, составляет 55 лет, а 22% руководителей старше 66 лет, согласно исследованию агентств, проведенному в 2024 году ассоциацией независимых страховых агентов Big «I». Многие, вероятно, готовятся к выходу на пенсию, что может открыть огромный спрос на молодых специалистов для этой профессии.

© ru.freepik.com

Несколько представителей поколения Z рассказали Business Insider, что работа в сфере недвижимости привлекает их отсутствием потолка в заработке. Вместо того, чтобы вкладывать десятки или сотни тысяч долларов в высшее образование, они могут потратить несколько недель или месяцев на обучение, чтобы получить лицензию, и начать работать в областях, где их зарплата напрямую связана с результатами труда.

Это отрадно для поколения, которое наблюдало, как исчезают рабочие места, к которым они стремились в детстве. Молодые работники столкнулись с массовыми увольнениями, несмотря на высокие показатели производительности труда, поскольку эпоха лояльности к рабочему месту подходит к концу.

В таких отраслях, как недвижимость, ипотека и страхование есть прямая зависимость между вашими усилиями и потенциальным заработком, чего не наблюдается на многих позициях «белых воротничков», отметил Блейк Гарретт генеральный директор Aceable, онлайн-платформы, которая специализируется на лицензировании в названых сферах.

Половина участников курсов Aceable, по словам Гарретта, моложе 30 лет. Эти отрасли соответствуют приоритетам поколения Z: гибкость, независимость и высокие зарплаты. «Зеты» более подвержены привычке тратить большие деньги благодаря инфлюенсерам, которые хвастаются своими доходами, и многие вспоминают, как выросли в семьях, пострадавших от финансового кризиса 2008 года и продолжающейся экономической неопределенности. Они жаждут более высоких зарплат, чтобы чувствовать себя стабильно.

По данным Бюро статистики труда США, средний страховой агент зарабатывает около 60 тысяч долларов в год, а риелтор — почти 58 тысяч долларов в год. По данным Федерального резервного банка Нью-Йорка, медианная заработная плата выпускника колледжа поколения Z составляет 60 тысяч долларов, а выпускника средней школы — 40 тысяч долларов.

Овчинка выделки не стоит

Американцы теряют доверие к окупаемости инвестиций в высшее образование. Опрос, проведенный институтом Гэллапа в 2025 году, показал, что только 42% респондентов были «очень» или «довольно сильно» уверены в высшем образовании, по сравнению с 57% в 2015 году. Поскольку некогда надежные должности в крупных технологических компаниях начали сокращаться, молодые люди, которые изучали компьютерную инженерию и информатику, имели более высокий уровень безработицы, чем те, кто изучал историю искусств, журналистику и сценическое искусство, согласно данным Федерального резервного банка Нью-Йорка за 2023 год.

По данным инициативы Education Data Initiative, к 2024 году количество студентов в колледжах сократилось на 8,5% по сравнению с пиковым показателем 2010 года. Федеральное правительство замораживает финансирование научных исследований или даже лишает его некоторых университетов, поскольку оно ведет с колледжами тотальную культурную войну. В довершение всего, по данным Experian, среднестатистический представитель поколения Z, инвестировавший в четырехлетнее обучение, работает над тем, чтобы погасить студенческий долг в размере около 23 тысяч долларов.

Уитни Харви, 30-летняя риелтор из Теннесси, мечтала стать инженером-атомщиком, но, поступив в колледж, поняла, что химические уравнения ей не по душе. Она бросила учёбу примерно через год, а в 18 лет получила лицензию агента по недвижимости. На первой работе в брокерской фирме, где не было ни одного сотрудника моложе 50 лет, её называли «малышкой». Но вскоре она начала публиковать объявления о продаже недвижимости в социальных сетях, чего не делали никто из её коллег, и совершила свою первую продажу. Вскоре после этого к ней стали обращаться агенты постарше за советом о том, как использовать социальные сети для размещения объявлений. «Мне действительно удалось привлечь совершенно новую группу покупателей, впервые приобретающих жильё», — говорит Харви.

Первые годы карьеры выделяли её среди друзей, которые ещё учились в колледже. «Это было невероятно. Я тогда зарабатывала 80 тысяч долларов в год, а они накопили 80 тысяч долларов долга», — вспоминает она.

Слом стереотипов и преимущества цифрового детства

Поскольку до сих пор редко можно увидеть риелтора с детским лицом или подростка, продающего страхование жизни, молодые люди, работающие в этих сферах, говорят, что их успех — это не просто освоение профессии, но и борьба с возрастными стереотипами.

По оценкам NAR, средний возраст покупателя жилья впервые достиг исторического максимума в 38 лет. Согласно анализу Zillow, десять лет назад средний возраст составлял 33 года. Мысль о том, что новоиспечённый 18-летний риелтор поможет вам принять самое важное финансовое решение в вашей жизни, шокирует. Кэти Кенни, 24-летняя риелтор из пригорода Чикаго, говорит, что люди, встречаясь с ней, удивляются, поскольку «ожидают, что риелтор будет раза в два старше». «А когда я открываю рот и начинаю говорить, они удивляются тому, что я знаю гораздо больше, и мой голос звучит гораздо взрослее, чем у обычной 24-летний девушки», — добавляет она.

Социальные сети также привлекают в эти отрасли больше внимания молодёжи. Страховые брокеры публикуют в TikTok видео, в которых подробно описывают, сколько денег они заработали за каждый день недели. Некоторые хвастаются, что зарабатывают тысячи долларов в месяц из дома всего в 19 лет, а другие, используя звуковые мемы и тренды TikTok, высмеивают разницу между собой и более старшими агентами в своих офисах.

© ru.freepik.com

То же самое касается и агентов по недвижимости, которые снимают себя на видео, надев подходящие наряды и направляясь к безупречно чистым, готовым к открытому просмотру домам. Мармо публикует видео, на которых прогуливается по кухням, называя их «такими эстетичными», или отмечает, что потенциальный покупатель мог бы снять видеоролик «будь готов вместе со мной» в большой, хорошо освещенной ванной комнате.

Некоторые агенты по недвижимости постарше время от времени комментируют её видео и критикуют её откровенность, называя её непрофессиональной, но Мармо говорит, что её клиенты не возражают. Это отчасти делает её естественной, и пока она может подкрепить свои слова знаниями, клиенты доверяют ей, уточняет девушка. «Уделяя время клиентам и прилагая дополнительные усилия, вы действительно завоёвываете большое доверие», — говорит она.

Незаменимое общение

Потребность корпораций в ИИ переворачивает с ног на голову многие сегменты рынка труда «белых воротничков», и поколение Z нервничает. Согласно опросу, проведенному сайтом Handshake, посвященному раннему трудоустройству, более 60% выпускников колледжей 2025 года, знакомых с инструментами ИИ, заявили, что, по крайней мере, в некоторой степени обеспокоены тем, что эта технология может повлиять на их карьерные перспективы. Этот показатель вырос с 44% в 2023 году.

Пока что инструменты генеративного ИИ представляют меньшую угрозу для замены работников в таких сферах, как недвижимость и страхование, чем в сфере технологий. По словам Джейми Бехаймер, директора по вопросам многообразия, инклюзивности и работы с молодыми агентами в Big «I», страховое брокерство — это сфера, «очень ориентированная на людей», а «отношения — движущая сила отрасли». И хотя агенты могут использовать ИИ для работы с документами или выполнения утомительных задач, «индустрия в действительности делает акцент на отношениях, а не на ИИ».

Кенни говорит, что использует ИИ, чтобы помочь клиентам, которые ещё не определились с выбором, оценить, как использовать пространство, или составить маршруты для её показов. Иногда она пишет сложные письма или посты в социальных сетях с помощью ChatGPT, но он не заменит её. Брокерские боты не устроят и не проведут день открытых дверей со свежеиспечённым печеньем или не станут первыми, кому вы позвоните в случае беды. «Они не могут открыть дверь или договориться с агентом продавца. Мне нравится суета. Мне нравится, что ты не ограничен в своих возможностях», — резюмирует Кенни.