Экономика

Поколение Z стремительно движется к карьерному обрыву

0 2688

В современном мире выход на рынок труда выглядит особенно сложной задачей для тех, кому за 20. Компании и потребители готовятся к экономическому спаду, а сотрудники не решаются покидать свои рабочие места. Неопределенность политики пугает бизнес, а рабочие профессии уже не так безопасны для карьеры, как раньше.

Проверенные способы, с помощью которых молодые люди поднимались по экономической лестнице, исчезают. И искусственный интеллект угрожает заменить работу начального уровня в таких завидных областях, как технологии. В США усилия президента Дональда Трампа по сокращению расходов привели к сокращению рабочих мест в госучреждениях, некоммерческих организациях и общественном здравоохранении.

Все это приводит к тому, что молодые люди — даже те, кто в подростковом возрасте и в университете готовился к будущему, — устремляются к карьерному обрыву.

Представители поколения Z сталкиваются с трудными решениями: настойчиво искать работу по специальности, вернуться в вуз, чтобы получить другую степень, или согласиться на работу в непрофильной сфере. Каждый вариант кажется рискованным.

Тучи на горизонте

© unsplash.com

Юность уже давно стала странным этапом жизни: выпускники часто знакомятся с новыми городами, новыми отношениями, новой работой и слабой финансовой независимостью. Тем не менее, сочетание сложного рынка труда и новых технологий означает, что сегодняшние выпускники сталкиваются со все более безрадостными обстоятельствами.

Как выразился Ричард Мэнсфилд, профессор экономики Университета Колорадо в Боулдере, у поколения Z «на горизонте полно грозовых облаков». Согласно анализу данных переписи населения, проведенному Федеральным резервным банком Нью-Йорка, в марте 41,2% выпускников в возрасте от 20 до 30 лет были заняты неполный рабочий день. То есть, они выполняли работу, которая обычно не требует диплома о высшем образовании. Это больше, чем 38,9% в декабре.

В январе The Wall Street Journal сообщила, что в прошлом году трудоустройство выпускников более дюжины ведущих программ MBA было худшим «за последнее время». В частности, Гарвард сообщил журналу, что 23% его студентов со степенью MBA, окончивших университет весной 2024 года, все еще ищут работу. Это больше 20% в 2023 году, и более чем вдвое превышает показатель 2022-го.

Высшее образование исторически считалось ступенькой к престижной работе и более высокой зарплате, но представители нового поколения задаются вопросом, стоит ли оно того.

Везде тупик

© unsplash.com

Исторически надежные престижные рабочие места также сталкиваются с проблемами. В сфере технологий многообещающие выпускники лишаются должностей начального уровня не только из-за искусственного интеллекта, но и из-за приостановки приема на работу. В сфере юриспруденции количество сотрудников начального уровня, нанимаемых американскими фирмами на летние каникулы, достигло исторического минимума.

Даже «временные» должности, которые были ступеньками к большим достижениям, исчезают: с начала 2023 по начало 2025 года количество заявок на стажировку на платформе для поиска работы в колледжах Handshake сократилось более чем на 15%.

Когда представители поколения Z готовы занять более высокую должность, они оказываются в тупике — молодые люди не могут занять рабочие места, потому что старшее поколение откладывает планы по увольнению и выходу на пенсию, оставляя выпускников на более низкой ступени карьерной лестницы.

И даже молодые люди, посвятившие себя госслужбе или науке, где вместо высоких зарплат подразумевается стабильность, вступают на неопределенный путь.

21-летний студент Мэрилендского университета рассказал Business Insider, что потерял две должности из-за сокращений в федеральном правительстве. Этой весной он проходили стажировку в Управлении транспортной безопасности, прежде чем его уволили после того, как DOGE потребовал сократить контракты с агентством на удаленную работу. На следующей неделе была отменена его летняя стажировка в разведывательном управлении.

Перспективы рынка труда для «зуммеров» сложны, и у экономистов пока нет полной картины, предупреждает Мэнсфилд. Хотя на бумаге экономика относительно здорова: в мае в США было создано больше рабочих мест, чем ожидалось, инфляция находится под контролем, а уровень безработицы остается низким.

Двери закрываются

© unsplash.com

Самое печальное, что ничто не предвещало такого карьерного краха поколения Z. По данным старшего экономиста Института экономической политики Элиза Гулд, даже после корректировки на инфляцию у работников в возрасте от 16 до 24 лет наблюдался исторически высокий рост заработной платы — на 9,1% с февраля 2020 года по март этого. Это быстрее, чем у работников в возрасте 25 лет и старше (5,4%).

Предполагалось, что средний уровень безработицы среди «зетов» будет ниже, а возможности трудоустройства лучше, чем у любой другой группы молодых работников с 1990-х годов. Но перспективы трудоустройства для молодых людей в возрасте от 22 до 27 лет со степенью бакалавра или выше «заметно ухудшились» в первом квартале этого года, согласно данным ФРБ Нью-Йорка.

Стоит отметить, что предыдущие поколения сталкивались с жесткими условиями на рынке труда: некоторые бэби-бумеры начали свою карьеру в середине стагфляции 1970-х годов, а миллениалы искали работу после финансового кризиса 2008 года. Но представители поколения Z отмечают начало тревожной тенденции. В частности, среди образованных людей сегодня больше безработных, чем в остальной Америке, чего не было ни в начале пандемии, ни во время Великой рецессии, ни в разгар краха доткомов.

Но в сгустившихся тучах экономисты видят проблеск надежды. По словам Мэнсфилда, некоторые секторы, такие как уход и здравоохранение, могут столкнуться с ростом спроса на рабочую силу по мере взросления бэби-бумеров и представителей поколения X. А по мере интеграции в экономику ИИ «зеты» и более поздние поколения, скорее всего, начнут находить роли в карьерах, которых пока не существует.

Но пока рыночные условия меняют представления молодежи о работе и карьерных перспективах. Многие «зеты» считают, что перед ними закрываются двери, которые были широко открыты перед старшими поколениями — доступ к владению жильем, возможность иметь детей и не работать в старости, медицинское обслуживание или дальнейшее образование. Отчасти именно поэтому молодые люди становятся менее приверженные рутине или вообще отказываются от традиционной карьеры «белых воротничков».