Никогда в жизни до этого не летал на маленьких самолётах, не думал, что это настолько здорово и необычно! Когда я собирался ехать в Усть-Илимск, и купил билет, то предполагал, что воздушное судно там будет не очень большим, но не предполагал, что оно прямо настолько маленькое! Очень необычные ощущения от такого полёта остаются.
Странности начинаются с момента регистрации и посадки. Интересно, что рейс на Усть-Илимск в иркутском аэропорту практически никак не объявляется по громкой связи — ни про идущую и заканчивающуюся регистрацию, ни про посадку.
При этом каждые 2-3 минуты слышно про соседние рейсы в Казачинское, Москву и в разные другие места. А про наш рейс только один раз сказали, когда закончилась регистрация (типа всё, кто не прошёл — на борт не попадёт). Но при этом, на табло номер гейта до последнего момента вообще не указывается: нужно сидеть и самому постоянно в это табло пялиться.
И вот, минут уже за 15 до официального времени вылета, цифра на табло таки появилась, и надо сразу туда бежать! Около гейта уже выстроилась очередь — непонятно, откуда они так быстро все узнали куда надо идти? Но очередь совсем небольшая — человек 15. Все мы быстро проходим, грузимся в автобус и едем к нашему самолётику.
Увидел самолёт и просто преисполнился эйфорией: какой интересный полёт предстоит!
Никакого тебе тут трапа: просто небольшая приставная лесенка.
Багаж грузят сюда же, просто в задний отсек.
Туалета нет, еды в полёте тоже нет. Из персонала кроме пилота — только одна стюардесса, которая, как и положено, читает положенную инструкцию о безопасности перед стартом, а потом уходит в отсек к пилоту.
Все места (коих порядка 15, не больше, чем в «газели») заняты.
Кстати, даже в полный рост тут не встанешь — голова упирается в потолок. Реально, как в маршрутке! При том, что я — не такой уж и высокий.
Самолётик трогается с места, и несётся в ВПП прямо как гоночный автомобиль. Никогда с такой скоростью чинные большие самолёты по территории аэропорта не гоняют!
Пока едем, самолёт трясётся и сильно гудит, и даже немного страшно относительно того, как мы лететь будем.
Но вот мы взлетаем, и оказывается, всё нормально. В небе самолёт ведёт себя вполне ровно и спокойно, но летит заметно ниже, чем «боинги» и «тушки».
В иллюминатор можно наблюдать окраины Иркутска и Ангару, а потом мы поднимаемся за облака.
Лететь до Усть-Илимска — 2 часа. За иллюминатором — суровая зимняя Сибирь.
В аэропорту прибытия, разумеется, никаких автобусов нет, дежурный по полосе машет нам руками и ими же координирует посадку и руление по аэропорту. Ну и идём мы уже дальше на выход пешочком.
Весь усть-илимский аэропорт работает только ради вот этого одного рейса раз в сутки — больше сюда ничего ниоткуда не летает!
Сам аэропорт находится в такой глуши, что даже телефон здесь практически не ловит! До города ехать 38 км, до ближайшего села — около 20. Позже я узнал, что этот аэропорт восстановили буквально 2-3 года назад. До этого тут практически с советского времени ничего не работало, а на взлётной полосе проводились гонки.
В советское время усть-илимский аэропорт был очень передовым, вроде как тут даже была самая первая в СССР кишка, позволяющая заходить в самолёт прямо из здания! В Москве и Ленинграде не было кишок, а тут была! Но сейчас, понятное дело, такие самолёты в таких объёмах, что в них нет необходимости. Зато сейчас сделали вывески на латинице, чтобы заезжие иностранцы не запутались, куда они прилетали.
«Сильный» самолётик пользуется очень большим спросом у усть-илимцев, и совершенно непонятно — а что же мешает пустить сюда побольше рейсов? Билетов постоянно не хватает (тем более, что они — не очень дорогие), раскупают их сильно заранее.
Ну логично: лететь 2 часа, вместо 17-18 часов на автобусе или более суток на поезде.
Позже я узнал, что у «Силы» не очень хорошая статистика по авариям. Ну очень хорошо, когда такие вещи узнаёшь после полёта, а не до.