Операторы аэропортов Московского авиаузла (МАУ) после трех лет обсуждений предложили ввести сбор для авиакомпаний, который они будут платить за каждого пассажира и тонну груза.
Подобная мера могла бы покрыть затраты более чем в 100 млрд руб. на необходимую модернизацию инфраструктуры.
Операторы Домодедово, Внуково и Шереметьево предложили создать фонд, который бы наполнялся за счет дополнительного инфраструктурного сбора. Он должен индексироваться по инфляции.
Вопрос по инфраструктурному сбору прорабатывается аэропортом и государственными органами в настоящее время, сообщил «Ридусу» пресс-секретарь аэропорта Шереметьево Роман Генис.
«Решение будет приниматься именно государством. Сейчас идут рабочие консультации. О конкретных сроках, когда какое-то решение будет принято, пока говорить рано», — сказал он.
Генис уточнил, что это вся информация, которую аэропорт может предоставить сегодня.
Независимо от того, какое решение будет принято, сама затея дополнительно подоить пассажиров еще на минимум 240 рублей с билета вызывает возмущение, считает эксперт Комитета Госдумы по транспорту Виталий Бордунов.
«Такая мера приведет к падению спроса на авиаперевозки, и вместо того, чтобы увеличить прибыль авиакомпаний, ее уменьшит», — сказал он «Ридусу».
Действующая в России модель воздушного транспорта является чудовищным гибридом рыночной и советской модели, взявшим от каждой из них самое плохое, говорит эксперт.
Пассажиры уже сейчас оплачивают помимо тарифа все мыслимые издержки авиакомпаний и аэропортов: топливные, экологические и прочие сборы. По некоторым направлениям сумма сборов превышает собственно тариф.
Последний писк моды авиаперевозчиков — брать дополнительные сборы за «услуги», от которых пассажир никак не может отказаться: в частности, за багаж. Авиакомпания S7, например, берет 2000 рублей за одно место багажа (в обе стороны выходит 4000). То есть стоимость перевозки чемодана по многим маршрутам добавляет половину стоимости собственно билета.
Как грустно шутят некоторые пассажиры таких авиакомпаний, дешевле лететь вообще без багажа, а все нужное купить уже на месте.
Остается недолго ждать, когда пассажиров в МАУ заставят платить за автобус до трапа самолета и за пользование туалетами в полете.
«В России показатель километража авиаперевозок на душу населения находится на позорно низком уровне для страны, где 20 миллионов человек не имеют иного способа перемещения, кроме как по воздуху. Вместо того чтобы зажать монополистов, которые в авиационной индустрии присосались где только можно: топливо, наземное обслуживание самолетов, кейтеринг и далее по всей цепочке, — операторы нашли самый примитивный выход: распотрошить кошельки клиентов», — возмущается Бордунов.
Такое впечатление, что авиакомпании добиваются, чтобы их самолеты летали вообще без пассажиров. Тогда можно будет сэкономить и на бортовом питании, и на бортпроводницах. Которые, как утверждает «Аэрофлот», у него одни из самых красивых в мире.