У полиции Нью-Йорка есть проверенный годами метод, называемый "работа под прикрытием". Смысл его в том, что вы никогда не знаете есть ли рядом полиция или нет. К примеру, едет по улице побитый жизнью Шевроле, окна у него открыты, в салоне сидят совершенно наркодиллерского вида черные парни в кожаных куртках с татуировками и цепями, а изнутри на полную катушку, хрипя колонками, орет какой-то рэп. Вдруг машина срывается с места, включает мигалки и с громким воем начинает преследовать нарушителя проехавшего на красный свет. Парни оказываются полицейскими в штатском, под куртками у них табельное оружие и наручники, а на цепях висят полицейские значки. Копом, неожиданно, может оказаться совершенно любой человек, от водителя и пассажиров соседнего автомобиля до пешеходов на улице и бомжей в метро. Метод простой, не требующий больших людских ресурсов, но поразительно эффективный. Стоит им сильно позлоупотреблять какое-то время, как у обывателя развивается паранойя, что вокруг одна только полиция, хотя никакой полиции и в помине нет. Все начинаются шарахаться от любой тени и старательно соблюдать закон даже ночью в неосвещенном переулке. Мелкие преступники становятся подозрительны и пугливы, а кривая преступности идет вниз. Именно так в свое время вычистил город мэр Джулиани. А там было, что чистить.
Для патрулирования "под прикрытием" NYPD использует машины без каких-либо опознавательных знаков. Как правило, это гражданские версии тех же автомобилей, что используются в обычной полицейской работе. Как минимум, это удобно в ремонте и эксплуатации, да и машины эти хорошо сливаются с остальным потоком. Самые распространенными в таком деле являются «Шевроле Импала» и «Форд Краун Виктории». Но видел я полицейских их и на минивэнах, и на машинах, которых в полиции отродясь не бывает. Недавно вот парочка копов в гражданке приехала на заправку на «Тойоте Камри», которых нет ни в одной городской службе. Единственное, что всех их выделяет из потока, – это тонированные по кругу стекла. У многих на багажнике есть антенны. Но тонированными могут быть машины из других штатов, а антенны настолько маленькие, что их еще поди заметь. В глаза они не бросаются.
Самой хитрой машиной под прикрытием является полицейское такси. Это настоящий волк в овечьей шкуре. Внешне это совершенно обычный желтый нью-йоркский кэб со всеми шашечками и прочими атрибутами, включая счетчик. Небольшие отличия, конечно же, есть, но они заметны только специалистам. Рядовой водитель разницы не увидит. Работают такие машины, в основном, по ночам, когда на улицах мало транспорта и полицейские автомобили начинают бросаться в глаза. А тут желтое такси с водителем и пассажирами внутри, совершенно ничего особенного. Таких на ночных улицах Манхеттена тысячи.
Я уже рассказывал про подобные машины, но все как-то вскользь. На днях наткнулся на очередное такое такси, запаркованное на улице, сфотографировал его со всех сторон и решил, наконец, написать полноценный пост на эту тему.
Привлекла мое внимание в этом такси всего одна мелочь. Я бы прошел мимо, если бы не полицейский талон, лежащий под лобовым стеклом. Потом, приглядевшись, я увидел в салоне полицейский компьютер. Тут-то я и заинтересовался автомобилем. Тут, кстати, видно, что антенну (черный круг) они положили на счетчик (серая коробочка), чтобы не привлекать лишнего внимания.
Внешне, вроде, самое обычное такси, но присмотревшись находишь отличия. Например, номер жетона не соответствует регистрационному номеру автомобиля. Он же должен быть продублирован на фонаре. Здесь номер и фонарь правильные, а жетон липовый. Таких серий в принципе не бывает - должны быть буквы и цифры. Да и приделан он к капоту не на заклепку, а прикручен болтом.
Фонарь на крыше тоже интересный. Тут с номером все хорошо, но отсутствуют дублирующие поворотники и надписи "off duty". Реклама не рекламирует ничего. Просто набор слов с картинкой. В торцах что-то типа окошек с затемненными стеклами, за которыми, скорее всего, установлены камеры и радар.
А в остальном такси, как такси. Не было бы талона, я бы не обратил на него никакого внимания. У меня было уже одно такое в посте про машины полиции Нью-Йорка.
Полицейские такси я встречал либо в модели «Форд Краун Виктория», либо «Ниссан Алтима». Форды, причем, идут в стандартной гражданской версии, а не в удлиненной, которая используется в нью-йоркском такси. У последних задняя дверь чуть длиннее. Форды более приметны из-за кузова, черных молдингов и антенн на багажнике (фото). Ниссаны продвинулись вперед в плане маскировки и их уже не так просто опознать. Пишут, что Ниссаны используют номера с 6Y18a по 6Y25a, и что такие машины есть чуть ли не в каждом участке в нижнем и среднем Манхеттене. Таксисты пишут, что чаще всего их можно встретить вокруг баров ниже 23-й улицы Манхеттена и у туннелей Холланда и Линкольна, а ловят они в основном пьяных водителей и нарушителей скоростного режима. Напомню, что в Нью-Йорке с палками вдоль обочин не стоят и просто так людей не останавливают (почти). Для остановки и проверки документов нужен повод или совершенно правонарушение, и тут замаскированное такси очень удобно в плане оперативной работы. Предвижу комменты про недемократичность метода работы, но поверьте, что это еще цветочки. По сравнению с ловлей на живца это вполне рядовая работа. Тут хотя бы надо что-то нарушить. Про живца как-нибудь в другой раз расскажу.
С одной стороны полиция Нью-Йорка не скрывает факт использования подобных машин в своей работе, с другой особо этот факт не афиширует. Нигде в официальных источниках про них ничего не сказано. Возможно, что здесь специально дают почву для слухов и домыслов. У страха глаза всегда велики. Зато, таким образом, каждое из 13 237 нью-йоркских такси становится невольным соучастником процесса охраны правопорядка, и это при том, что реальных полицейских машин в такой раскраске не больше двух десятков. Главное, что никто точно не знает, какая именно из них полицейская.
UPD. Обнаружил еще одно отличие полицейских такси от обычных. У копов на передней двери старая наклейка.