В детстве каждое лето я стандартно проводил в деревне. И жил по соседству тракторист дядя Иван, который работал на К-700. Иногда он развлекал ребятишек и катал нас в кабине. Мы были в восторге. Я хорошо помню ту душную и пыльную кабину, в которой нужно было хорошенько за что-нибудь держаться, когда трактор ехал по деревенской дороге. Еще было шумно. У лобового стекла вился рой слепней. Если несколько десятилетий назад главными требованиями к подобной технике были их мощность, маневренность и производительность, то сейчас не меньше внимания уделяется комфорту водителя, экологичности и безопасности. Как и в автомобильной промышленности, прогресс в развитии строительной техники не стоит на месте.
Недавно я посетил демонстрационный полигон Volvo Construction в Швеции, где я управлял большим карьерным самосвалом, загрузил его с помощью экскаватора и поработал на погрузчике. Я не подозревал, что управлять такими огромными монстрами может быть также комфортно, как и легковой машиной...
Сегодня в Volvo CE выпускается более 220 моделей различной строительной техники. Чтобы удовлетворить запросы рынка, каждый год разрабатываются и выходят десятки новых моделей. Например, в 2012 году модельный ряд пополнился на 60 новых моделей.
Сочлененные самосвалы издалека похожи на обычные карьерные грузовики. Но это совершенно другая техника по своей конструкции. Всё равно, что часы с ручным заводом и с батарейкой – вроде почти то же самое, но начинка совершенно разная.
Вот так выглядел первый в мире сочлененный самосвал, который выпускался в 1966 году. По нему прекрасно видно его, так сказать, генезис. Это по сути трактор без передних колес, плюс кузов, соединенные управляемым сочленением.
Вот примерно в такой кабине я катался в детстве по полям.
А так выглядит кабина современного сочлененного самосвала Volvo CE.
Эти грузовики используются в качестве альтернативы автосамосвалам на работах в условиях бездорожья. Они применяются при земляных работах и строительстве дорог, на угольных и рудных карьерах.
Идея в том, что если добывающая компания делает ставку в своей работе не на традиционные карьерники, а на сочлененники, то она заметно экономит на строительстве технических дорог — для сочлененных самосвалов дороги могут быть неровные (у карьерников на таких в итоге разрушается рама) и более закрученные, узкие. В тесных шахтных разработках сочлененники и вовсе незаменимы.
Ещё один побочный плюс сочленёнников — безопасность. Даже если самосвал переворачивается — из-за неправильной загрузки, на пересеченной местности, или, как здесь, ковшом экскаватора, то он переворачивается не полностью.
Проходимость техники впечатляет.
Обычный же карьерный самосвал — это мощнейшая рама, на которой монтируется двигатель, кузов, кабина и прочее. Из конструкции вытекают очевидные плюсы сочлененников. Они долговечнее (не ломается рама, которой нет), маневреннее и проходимее. 30-40-тонный сочлененник сопоставим по цене с подобной рамной карьерной машиной. Большим плюсом является его мобильность — переброска с объекта на объект намного легче у сочлененного самосвала. По этой причине сочлененники вытеснили рамники в Европе в сегменте 30-40 тонн.
Сочленение выглядит так. Здесь проходит карданный вал, передающий крутящий момент на заднюю ось. Само сочленение имеет все возможные степени свободы и является управляемым влево-вправо.
Поворот руля меняет давление в гидроцилиндрах и самосвал складывается. Колеса же всегда стоят в своих нишах ровно.
В задней части установлена видеокамера, которая транслирует изображение на монитор в кабину водителя.
Кстати, первыми самосвалами, у которых появилась подвеска, были самосвалы именно Volvo. Это позволило не только сохранить спины водителей, но и существенно увеличить скорость возврата пустой техники. Также первый ремень безопасности был установлен на автомобилях Volvo.
Один из вариантов стандартной добывающей команды выглядит так — бульдозер, экскаватор и самосвал. Первый перемещает породу, второй грузит её в кузов, третий вывозит. Сейчас эту тройку частенько заменяют парой фронтальный погрузчик плюс сочлененный самосвал.
Например, этот фронтальный погрузчик L220G играючи поднимает булыжник весом в 10 тонн.
Фронтальный колесный погрузчик выполняет зачистку забоя и погрузку горной массы в самосвалы.
Несмотря на размеры, управлять погрузчиком очень просто. Можно научиться за один день, главное — привыкнуть к габаритам.
Коллега Сергей tersan за рулем погрузчика.
Управление погрузчика осуществляется посредством «перелома» рам, что хорошо сказывается на маневренности.
Максимальная грузоподъемность погрузчиков Volvo CE — 15 тонн для L350F (при работе c ковшом).
Интерьер кабины погрузчика. Здесь есть все для комфортной работы оператора — панорамное остекление, удобное сиденье и органы управления, кондиционер, магнитола, шторки на окнах.
Еще мне удалось поуправлять экскаватором EC700C. С непривычки все движения выходят медленнее, но в целом оказалось, что управлять такой техникой совершенно несложно.
Кстати, 14 мая 2013 года Volvo Construction Equipment отпраздновала открытие завода по производству экскаваторов в России — в Калужской области. Об этом подробнее расскажет Илья zyalt.
Оказывается, что при поворотах лучше опираться на ковш, а не поворачивать с помощью разной скорости вращения гусениц — на рыхлом грунте экскаватор быстро закапывается.
Когда я залихватски дергал рычаги, как на танке — один вперед, второй назад — инструктор скрипел зубами. Теоретически так можно, но лучше не надо. Для гусениц вредно буксовать на огромных булыжниках, да и так толком не повернешь, можно только закопаться в породу.
Сегодня в мире ежегодно продается 850 000 единиц строительной техники. На долю России приходится 35 000 в то время, как на рынке Китая продается почти 200 000 единиц.
Большое спасибо компании Volvo CE за организацию поездки и представленную возможность поуправлять тяжелой техникой! В ближайшее время Илья Варламов выложит рассказ про завод Volvo CE в Эскильстуне, а также про новый завод в Калужской области по сборке экскаваторов.