Политика

Политические реалии предстоящих выборов — рациональный взгляд

1 724

Опубликованное большое интервью руководителя Фонда развития гражданского общества Константина Костина дает возможность более системно проанализировать подходы отечественного политологического сообщества к предстоящим выборам в Государственную Думу, а также дать оценку общеполитическому климату в стране и шансам российской оппозиции на получение, после долгого перерыва, собственного федерального парламентского представительства.

Во-первых, Костин дает довольно интересный анализ корреляции международной и внутрироссийской социально-политической обстановки и перспектив парламентского голосования в сентября 2016 года. Он, в частности, указывает на то, что крайне негативная картинка, рисуемая многими оппозиционными СМИ, либеральными в первую очередь, на самом деле не отражает реального расклада предпочтений граждан, а ключевую роль в дифференциации электоральных предпочтений играют региональные особенности и пропорции экономического развития: «Нужно понимать, что апокалиптические картины, рисуемые некоторыми экспертами и СМИ как традиционными, так и новыми, я имею в виду, в первую очередь, социальные сети, подчас оказываются далеки от реалий жизни».

Потенциальный успех как парламентских партий, и «Единой России» в том числе, так и внепарламентской оппозиции из числа оставшихся 10 партий, имеющих возможность выдвигать свои списки и одномандатников без сбора подписей, зависят во многом от конкретной работы в регионах, городах, районах и деревнях. То есть от умения находить болевые точки на местах, объяснять гражданам пути решения их насущных проблем, а также готовности признавать собственные ошибки, что, по мнению Костина, вообще является прерогативой зрелых политических сил.

Довольно интересные прогнозы дает Костин и по будущему раскладу федерального парламентского представительства — он опирается, в частности, на последний опрос «Левада-центра», согласно которому, состоись выборы в Госдуму в ближайшее воскресенье, «Единую Россию» поддержали бы 65% тех, кто готов голосовать и определился с выбором, КПРФ — 16%, ЛДПР — 8%, «Справедливую Россию» — 5%. В принципе тот факт, что справороссы балансируют на грани барьера прохождения в федеральный парламент говорили многие эксперты.

Тем не менее, у них есть некоторые шансы усилиться за счет одномандатников, что даст возможность в той или иной мере сформировать фракцию в Госдуме. Существенно сложнее, по мнению Костина, дела обстоят у так называемых несистемных либералов — и тут я с ним соглашусь полностью. За пределами Москвы, несмотря на шумные осенние кампании 2015 года, ни Навального ни его виртуальную «Партию прогресса», ни даже ПАРНАС никто всерьез не воспринимает и вряд ли им удастся, даже в коалиции преодолеть хотя бы 3%-й барьер, дающий право на госфинансирование. И нет никаких предпосылок к тому, чтобы, к примеру, «Яблоко» пошло навстречу Демкоалиции, поскольку у «яблочников» есть определенный наработанный за долгие годы электорат, явно не соотносящийся с довольно радикальной и далекой от российских реалий повесткой.

В интервью также имеется довольно содержательный блок, касающийся процесса выработки правил политического соперничества и кооперации всем пулом парламентских партий. Речь идет о предполагаемом соглашении относительно 40 одномандатных округов, который будут парламентскими партиями условно «разделены» между своими наиболее сильными кандидатами и в которых оппоненты не будут выставлять конкурентов. Эта схема вызвала немалое возмущение в среде либеральной политтусовки, однако Костин справедливо указывает на то, что такого рода предвыборные коалиции в «традиционных» демократиях Запада, к примеру, являются вполне обычным делом: «Довольно странно слышать от некоторых либеральных экспертов утверждение о том, что подобные соглашения недемократичны и влияют на самостоятельность и независимость думской оппозиции. Во многих „старых“ демократиях подобные соглашения являются устоявшейся практикой. Например, в США есть даже термины „безопасное место“ и „зона войны“. В первом случае речь идет о местах, фактически закрепленных за одной из главных партий, а во втором — тех округах, где республиканцы и демократы борются друг с другом за победу».

В этой связи, руководитель ФорГО, с осторожным оптимизмом оценивает шансы так называемой новой правой партии, которую на выборы поведет бизнес-омбудсмен Борис Титов. Костин совершенно справедливо указывает на то, что предстоящий федеральный электоральный цикл 2016−2018 годов завершит эпоху, по крайне мере на либеральном фланге, политических проектов, ориентируемых исключительно на Запад (причем в контексте реализации его геополитических интересов, а не имплементации демократических процедур и практик). И тут, на повестку дня вновь выходит вопрос о формировании национально-ориентированной либеральной партии.

Такой партии, которая сможет отстаивать ценности свободы предпринимательства, права и свободы личности, противостоять этатистским тенденциям — но, в то же время, выступать в рамках национального консенсуса, поддерживать усилия по укреплению внешнеполитического потенциала России, росту ее оборонной мощи и влияния в мировых делах. База у такой партии есть — Костин говорит о гипотетических 12% избирателей, готовых поддержать либеральную повестку, что при явке в 50% дает около 6 процентов голосов, а значит и шанс на преодоление проходного барьера в Госдуму и формирование фракции. Кто сможет эффективно побороться за эти голоса — либералы-западники или национально ориентированная прво-либеральная партия, мы, я думаю узнаем уже в ближайшее время.

В интервью, на самом деле, еще довольно много познавательных вещей — есть и о перспективах «Единой России», и о роли ОНФ, и региональных элитах, и о невозможности повторения «болотных» событий. Всем интересующимся темой крайне рекомендую.