Общество

«Политический» пахан Южной Осетии

5 875

Юго-Осетинская борьба.

На днях бывшего главного тренера сборной России по вольной борьбе Джамбулата Тедеева сняли с самолета, следовавшего рейсом "Москва-Симферополь". При этом задержание не последовало, и он был отпущен в здание аэропорта. По сложившейся в последнее время тенденции, все персоны хоть как-то засветившиеся в СМИ при проблемах с правоохранительными органами начинают заявлять о «политическом преследовании», давать многочисленные пустые интервью, где красной нитью проходит святость «пострадавшего». Давайте в этом разберемся.

Южная Осетия – неспокойный регион, недавно переживший кровавую войну с элементами геноцида, сейчас вновь находится под пристальным вниманием и воздействием различных сил. На фоне оправданных протестных настроений, вызванных вульгарным казнокрадством и коррупцией, всё чаще появляются мнения об интересах России в регионе и её «неумелых» действиях. Ряд осетинских политиков поспешили назвать себя «оппозиционными» и обвинить Москву во всех бедах, свалившихся на республику. Не понятно только, к чему данные лица в оппозиции... Складывается впечатление, что только к отсутствию доступа к богатой кормушке.

Читателю, безусловно, будет интересно разобраться, какие же основные силы сейчас действуют в регионе, и какие экономические интересы существуют. Россия после признания независимости Южной Осетии выбрала стратегию наименьшего вмешательства во внутренние дела вновь созданного государства. Но после ошеломляющего разворовывания командой Кокойты выделенных на восстановления республики средств, ввела своеобразного наблюдателя – Вадима Бровцева, который в августе 2009 г. был назначен Председателем правительства РЮО. Однако чужой для местных кланов управленец оказался в своеобразной изоляции. В частности, прокуратура республики всеми способами препятствовала стабилизирующей деятельности правительства. Так, по личному распоряжению генерального прокурора Т.Хугаева, члены межведомственной комиссии по проверке деятельности Генеральной прокуратуры РЮО не допускаются в здание генпрокуратуры для исполнения своих обязанностей и изучения имеющихся материалов. Официальной формулировкой данного решения является ссылка на то, что разрешение на проверку работы ГП может дать только президиум парламента РЮО. Вместе с тем, за три года Бровцев проявил себя весьма достойно и в настоящее время пользуется уважением жителей республики. Однако его плодотворная деятельность стала наиболее очевидна лишь после отставки Э. Кокойты, который явно тормозил все позитивные, но «безоткатные» начинания премьера.

У сторонних наблюдателей на фоне многочисленных кандидатов в президенты, различных комментариев и мнений, может сложиться представление, что в республике действуют множество враждующих между собой политических группировок. Это не так. Внутри республики, по сути, идёт противоборство между командой Кокойты и командой Тедеева.

Некоторые эксперты называют сложившуюся ситуацию войной банд, указывая в качестве предмета криминального передела – доступ к российской финансовой помощи и контроля над Транскамом – единственной трассой, связывающей напрямую РФ и Южную Осетию. По Транскаму также осуществлялось основное грузовое сообщение с Арменией и другими странами Закавказья. В свете ближайшего вступления России в ВТО и возобновления торгово-транспортных отношений с Грузией, магистраль вновь приобретает ключевое значение. Ещё в период дружбы Кокойты и Тедеева одним из основных условий материальной и иной поддержки Тедеевым Э. Кокойты на президентских выборах в декабре 2001 года являлось осуществление контроля над транзитом грузов по этой стратегической магистрали. Доход от транзита грузов по югоосетинскому участку Транскама, на тот момент, являлся единственным существенным поступлением бюджета Южной Осетии и варьировался от 200 до 300 тысяч долларов ежесуточно. Все указанные средства разворовывались ставленниками Тедеева. Население республики находилось за гранью бедности.

То время простые югоосетины стараются вспоминать реже. А вспомнить есть что. В 90-х – начале 2000-х в республике бесчинствовала бандитская группировка братьев Тедеевых, возглавляемая старшим братом – Ибрагимом. За свою беспринципность и чрезмерную даже в условиях Кавказа жестокость в народе его называли «Дикий». Живых врагов и противников Тедеевых со временем почти не осталось. Они контролировали в республике практически все – наркотики, контрабанду, алкоголь, рэкет, торговлю оружием и людьми, продавая соплеменников в Чечню и «способствуя» после их выкупу. Если, конечно, находились на это деньги. Но верхом цинизма и пренебрежения к простым югоосетинам был тот факт, что И. Тедеев возглавлял при этом «Комиссию по правам человека». В 2006 году Ибрагима убили во Владикавказе и все «дикие» лавры перешли к Джамбулату. Но еще раньше в июне 2003 года президент Кокойты, пытаясь перехватить финансовый поток, отстранил от занимаемых должностей председателя правительства, его заместителей, министра внутренних дел – лиц, являющиеся ставленниками Тедеевых. Как отмечают наблюдатели, реакцией Тедеевых на действия президента РЮО явилась попытка вооруженного захвата власти, произошедшего 28-29 июня 2003 года, для чего в г. Цхинвали прибыло более 100 боевиков. В результате вооруженного противостояния «Диких» бандитов и миротворческих сил, смены власти не произошло, президентом РЮО остался Э. Кокойты. С этих событий и началась их непримиримая вражда.

Кроме того, в СМИ неоднократно проходила информация о тесных связях Д. Тедеева с одиозным прогрузинским политиком Д. Санокоевым и, не менее, одиозным экстремистом Чочиевым, проживающим в настоящее время в Германии и призывающим к "нейтральному" (читай - антироссийскому) внешнеполитическому курсу Южной Осетии.

В свете политического кризиса в республике и объективно высокого уровня протестных настроений, активность Тедеева заметно усилилась. Очередную попытку силового захвата власти Тедеев предпринял осенью прошлого года, когда группа его боевиков попыталась взять под контроль ЦИК республики, но была выдавлена местными силовиками. Именно после этой неудачи и последовавшей реакции Тедеев решил сделать ставку на отставного министра образования Аллу Джиоеву, для чего, по некоторым данным, ей были переданы 15 млн. рублей. В основу стратегии легли идеи дестабилизации республики и неконституционного захвата власти. Цель – контроль над властью в регионе, то есть над Транскамом и много миллиардными российскими вливаниями. Это «оппозиция» и попытались реализовать 9-10 февраля этого года. По всей видимости, этот спектакль предполагал человеческие жертвы. Но и грубое задержание прокуратурой Джиоевой оказалось на руку деструктивным силам, в том числе Э. Кокойты. Складывается впечатление, что Аллой Джиоевой пользуются как пешкой на шахматной доске.

До выборов президента Южной Осетии осталось меньше месяца. В этой ситуации противоборствующие стороны предпринимают экстраординарные меры. Логично предположить, что Д. Тедеев желает лично присутствовать на территории республики и руководить необходимыми операциями. Таким образом, его поездка в Симферополь выглядит вполне закономерно, как промежуточный пункт на пути в Южную Осетию – через территорию Грузии. Кроме того, в Грузии и на территории Украины, проживает ряд лидеров грузинских преступных группировок, с которыми Тедеева связывают длительные «деловые» взаимоотношения и которые также заинтересованы в контрабандных поставках через Транскам в свете вступления России ВТО.

К большому сожалению, следует констатировать, что, по всей видимости, честные и справедливые выборы ни той, ни другой группе не нужны. Сложившимся югоосетинским элитам чужды интересы своего народа. Независимость республики, оплаченная многочисленными жертвами и страданиями осетин, смертями российских солдат и миротворцев, воспринимается как должный подарок местным кланам. И такое положение неприемлемо как для России, так и для простых югоосетинских граждан.